Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеннадий Постовалов
1 Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 (13) декабря 1873 в Москве. Русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед. Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, дед со стороны матери - поэт- самоучка А.Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.
2 Окончив московскую гимназию Л.И. Поливанова, Брюсов в учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем - на историческом (окончил с дипломом 1 степени).
3 Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антиномичных начала - самоотдача стихиям жизни (игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.
4 В Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это я»,1897) и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе- пропагандисте этого движения.
5 Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни.
6 Книги стихов «Tertia vigilia» («Третья стража»,1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) - определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко- мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью.
7 После 1910 намечается поворот к большей простоте формы (сборник «Зеркало теней»,1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно- тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.
8 Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К.К. Случевским, Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом, Н.М. Минским, К.М. Фофановым, Ф.К. Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (вып. 1-5, ) и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства».
9 В был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912).
10 Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших славянофильские теории (Россия как «третий Рим»), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны.
11 Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение «Грядущие гунны», 1905). В внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах «Огненный ангел» ( ) и «Алтарь победы» ( ) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий.
12 В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник « Семь цветов радуги », 1916; а также не появившийся при его жизни сборник « Девятая Камена » ), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.
13 Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения.
14 В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-м МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова.
15 В последних стихотворных сборниках - «Дали» (1922), «Mea» («Спеши»,1924) - пытался разработать принципы новой «научной» поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.
16 В.Я.Брюсов умер 9 октября 1924 года в Москве.
17 Автор разработки: Алексеева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.