Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДмитрий Согрин
1 Обращение трезвучий урок сольфеджио с применением технологии проблемного обучения, 3 класс Автор : Кунафина Наталья Валерьевна, преподаватель музыкально - теоретических дисциплин МБОУ ДОД « Федоровская ДШИ »,, Сургутский район, г. п. Федоровский.
2 ЦЕЛЬ УРОКА: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся Обучающие задачи: Повторить и закрепить теоретические сведения Ввести новую терминологию Освоить новые метроритмические формулы Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста Развивающие задачи: Развивать музыкальное мышление. Развивать ладовые ощущения, музыкально-слуховые представления учащихся Воспитывающие задачи: Воспитывать умение работать в группе. Воспитывать творческую активность учащихся. Повышать исполнительскую грамотность учащихся. Воспитывающие задачи: Воспитывать умение работать в группе. Воспитывать творческую активность учащихся. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
3 Организационная структура занятия Виды деятельности Музыкальный диктант, интонационный этюд, практические и творческие задания, чтение с листа, слуховой анализ, анализ музыкального текста, подбор баса к мелодии, упражнения на фортепиано, интонационные упражнения уупражненупражнения Тип урока Комбинированный Методические приемы Анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительные, эвристические(частично поисковые), игровые, проблемный метод Формы работы Коллективная, индивидуальная, работа в парах, тройках по цепочке Оборудование Музыкальный инструмент ( фортепиано ), нотный материал, схемы, наглядные пособия ( разноцветные кубики, магниты ), карточки интервалов, фишки, цветные мелки, шумовые инструменты ( бубен. ложки ) Использование эффективных педагогических технологий. Метод проблемного обучения ( музыкальные диалоги и ролевые игры ) Образовательные ресурсы Первозванская Т. Е. Мир музыки Полный курс теоретических дисциплин Сольфеджио 3 класс Первозванская Т. Е. Мир музыки Полный курс теоретических дисциплин Рабочая тетрадь по сольфеджио 3 класс Поплянова « Чики, брики, гав »
4 Организационный момент: Приветствие учителя (эмоциональный настрой учащихся). ЭТАПЫ РАБОТЫ Основная часть: объяснение и закрепление нового материала, интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, практические и игровые задания, чтение с листа, анализ музыкального текста, интонационный этюд, слуховой анализ, музыкальный диктант. Вхождение в тему: Разгадывание кроссворда,объявление темы урока. Заключительная часть: Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Запись домашнего задания. 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 1 мин. 3 мин. 39 мин. 2 мин.
5 Содержание Цели и задачи урока Организационная структура занятия Этапы работы Вхождение в тему Объяснение нового материала Практическое задание Построение в тональности Упражнение на фортепиано Чтение с листа, анализ музыкального текста Подбор к мелодии функционального баса Интонационный этюд Музыкальный диктант Слуховой анализ Подведение итогов Домашнее задание
6 Разгадай кроссворд По горизонтали : 2. Динамически оттенок 4. Название интервала 6. Графическое обозначение звука 7. Силовое выделение звука 9. Три звука через один 10. Интервал, который делит октаву пополам По вертикали : 1 Перенос нижнего звука на ч.8 вверх или наоборот 3. Расстояние между сильными долями 5. Нота на 1 линейке басового ключа 8. Момент расчленения в музыке 9. Название I ступени лада
7 Обращение действие при котором « основание » становится « вершиной » или наоборот, перенос нижнего звука на ч.8 вверх или верхнего звука на ч.8 вниз
8 Обращения трезвучия Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие ? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия и выполним перемещения
9 Названия звуков трезвучия 5 ( квинта ) – квинтовый тон ( кубик желтого цвета ) 3 ( терция )- терцовый тон ( кубик синего цвета ) 1 ( прима ) – основной тон ( кубик красного цвета ) 1 3 5
10 Названия обращений трезвучия Запоминаем названия обращений : первое обращение – секстаккорд ( Т 6 ) второе обращение – квартсекстаккорд ( Т 6 4 ) Т 53 Т 6 Т 64 Запоминаем названия обращений : первое обращение – секстаккорд ( Т 6 ) второе обращение – квартсекстаккорд ( Т 6 4 ) Т 53 Т 6 Т 64
11 М.3 Б.3 Ч.4 Строение обращений мажорного и минорного трезвучий Б6 М6 Б64М64
12 Практическое задание А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях, подписав обозначения Интонируем построенные аккорды
13 Упражнения на фортепиано Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия в тональности Ми - бемоль мажор, поиграем ими в разных ритмах ( работа парами за инструментом в разных регистрах )
14 Игра « Разноцветные аккорды » А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры : к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить трезвучия – красным цветом секстаккорды – синим цветом квартсекстаккорды – зеленым цветом Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи !
15 Чтение с листа В качестве примеров для пения мы с вами обратимся к старинным западно - европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю : Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает « хорошо бежать », исполняется в стремительном темпе со скачками. Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.
16 Примеры для чтения с листа
17 Анализ музыкального текста Проанализируем данные нотные примеры по следующему плану : тональность ( Ре мажор, Соль мажор ) размер ( две четверти ) мелодия ( движение по звукам аккордов ) форма ( квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная ) структура периода в буквенном выражении ( а + в + а + с, а + в + а + в 1, в 2 + в 3 + а + в 5) ритмический рисунок ( сольмизируем с тактированием )
18 Подбор баса к мелодии Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса : басовый голос более спокойный ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов где оборот мелодии устойчив – звучит тоника где неустойчив – доминанта Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе
19 Интонационный этюд Сюжет первый « Танцевальный конкурс » Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены : т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор Исполняем в разном составе : сольфеджируя голосом (2 солиста, хором ) чередуя реплики в разных регистрах фортепиано ( нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор ) с инструментальным сопровождением фортепиано ( функциональный бас ) в сопровождении голосов ритмического остинато ( хлопки - 1 танцор, « удары каблуком » - 2 танцор ) все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой ( удары бубна на сильной доле )
20 Интонационный этюд Сюжет второй « Мы танцуем » Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек ( т.1-2) и Мальчиков ( т.3-4) Исполняем мелодию в диалоге двух реплик ( девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику ) Показываем, как танцоры объединяются в пары : т поем хором все вместе Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике : ( бубен, ложки )
21 Музыкальный диктант Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача : прослушать мелодию целиком определить тональность, размер, структуру выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача : прослушать мелодию целиком определить тональность, размер, структуру выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты
22 Игра « Музыкальный паровозик » ( слуховой анализ интервалов ) В конце нашего урока мы с вами отравимся в страну « Звуколярию » на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы ! Я – главный контролер ! Поехали ! М.3 Б.2 Ч.1 Б.6 Ч.5
23 Подведение итогов Рефлексия Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты ? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой ? Что не удалось ? Что понравилось ? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению
24 Домашнее задание играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3- х знаков галоп и контрданс петь, басы играть придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.