Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВероника Самылкина
1 Муниципальное общеобразователльное учреждение «Средняя общеобразователльная школа 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края Работа учителя русского языка и литературы Харлановой Натальи Георгиевны ЕГЭ. Русский язык. В1. Словообразование
2 Готовимся к ЕГЭ В1 Основные способы словообразования.
3 Согласно спецификации ЕГЭ по русскому языку задание В1 проверяет основные способы словообразования. В «Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразователльных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по русскому языку» указаны элементы содержания, проверяемые заданием В7 КИМ: Морфемика и словообразование 3.1 Значимые части слова (морфемы) 3.2 Морфемный анализ слова 3.3 Основные способы словообразования 3.4 Словообразователльный анализ слова
4 Так выглядит это задание в проекте демонстрационной версии 2010 года: B1. Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ (предложение 33). (33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города.
5 Задание В1 Задание В1 предъявляется экзаменуемым по двум моделям. В первой необходимо выписать из указанного диапазона текста то или иное слово, образованное указанным в задании способом. Во второй – указать способ образования слова, уже названного в задании. Если речь идёт о способе образования слова, то 17 клеточек на бланке могут НО НЕ СОКРАЩАЕМ!!! вместить только три способа: приставочный (12 букв), суффиксальный (13 букв), бессуффиксный (16 букв). Если способ образования приставочно- суффиксальный, то первую часть термина пишем в каждой клеточке, вторую – более убористо, НО НЕ СОКРАЩАЕМ!!!
6 При требовании найти слово можно воспользоваться выборкой всех слов, имеющих означенные морфемы. Например, требуется найти слово, образованное суффиксальным способом – выбираем все слова имеющие суффикс, а потом, согласно алгоритму определяем точный ответ. Предлагаемый алгоритм действий: - обязателльное чтение предложения (предложений), в котором находится слово - определение принадлежности слова к какой- либо части речи – подбор «ближайшего родственника» – сравнение исходного слова с найденным – вычленение словообразующей морфемы и определение правильного ответа.
7 Для верного выполнения этого задания необходимо повторить следующие сведения : Состав слова. Способы словообразования
8 Состав слова Наименьшая значимая часть слова – морфема. Морфемы, входящие в основу: приставка, корень, суффикс. В слове может быть не она приставка, не один корень, несколько суффиксов. Окончание – изменяемая часть слова, с помощью которой связываются слова в словосочетаниях и предложениях (т. е. образуются формы слова). Окончания есть не у всех частей речи: неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив) не имеют окончаний. Корень – общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее лексическое значение Приставка и суффикс – значимые части слова, служащие для образования новых слов. Они различаются местом в слове: приставка стоит перед корнем, суффикс – после него.
9 Как разобрать слово по составу, ничего не упустив 1. Определить часть речи: 1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи а) Если неизменяемая, значит, нет окончания Шел, поигрывая ключами. (деепричастие) неизменяемые части речи, значит, Он смотрел на нас грустноооо нет окончания. б) изменяемая (есть окончание) в) измени форму слова Выражение его лица было грустнооо(о). (каково? кр. прилаг.) грустнооо(а), грустнооо(ы), грустен?
10 2. Выделить приставки и суффиксы (последователльно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение): Убегающ(ий) причастие образовано с помощью формообразующего суффикса -ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью данного суффикса закономерно: играющий играть, снимающий снимать); поэтому выделим суффикс -ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать летать; убегать бегать) и глагольный суффикс -а- (находится в инфинитиве перед -ть: трог-а-тъ;: сним-а-тъ). Непримиримость приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы -ость- (значение отвлеченного признака или состояния); формообразующий (страдателльное причастие) -им-. Мечтателльн(ый) приставок нет, суффиксы -н (значение признака), телль- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс -а-.
12 Способы образования слов В части«В7» необходимо показать знания по теме «Словообразование». Для этого вспомним основные понятия и определения. Новые слова в русском языке могут образовываться разными способами: приставочным (префиксальным); приставочно-суффиксальным (префиксально- суффиксальным); суффиксальным; бессуффиксным; сложением (здесь можно выделить следующие способы – сложение целых слов; сложение части основы слова и целого слова при помощи соединителльных гласных О и Е; сложение основ слова; сложение частей основы слова; слияние целых слов).
13 Все перечисленные выше способы принято называть морфологическими способами словообразования. Наряду с ними существует так называемый неморфологический способ образования слов - переход из одной части речи в другую.
14 Морфологические Переход слов из одной части речи в другую Приставоч ный Суффиксаль ный Приставочно- суффиксальный Бессуффикс ный Сложение двух основ или слов слет рассвет сбить подгруппа выдумать следующий тишина моржовый платочек подснежник приговаривать загородный рассвет вздох взрыв Ленинград вертолет вечнозеленый сверхмощный меч-рыба стенгазета столовая рабочий прохожий Способы образования слов
15 Теперь остановимся более подробно на каждом из названных способов. 1. Приставочный (префиксальный) - это способ словообразования, при котором новые слова образуются при помощи приставки. При этом приставка, как правило, присоединяется к исходному слову. Новое слово оказывается той же частью речи, что и слово, от которого оно образовано. Например, дедушка - прадедушка; вкус - привкус (сущ.), глубокий -неглубокий; бежать -вбежать; кто -никто; куда -некуда и т. д. Чаще других частей речи таким способом образуются глаголы: ходить - выходить, купить - надкупить, говорить - поговорить, улыбаться-заулыбаться).
16 2. Суффиксальный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются при помощи суффикса. При этом суффикс присоединяется к основе исходного слова, а основа может видоизменяться (например, отсекается часть основы или происходит чередование звуков и другое). Таким способом могут образовываться слова всех частей речи. Но чаще других частей речи таким способом образуются имена существителльные, прилагателльные и наречия. Например, баба - бабушка, стол - столовый, громкий - громко и т. д.
17 3. Приставочно-суффиксальный (префиксально- суффиксальный) - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются одновременным присоединением приставки и суффикса к основе исходного слова. Исход ное слово Приставка СуффиксНовое слово бежать С--сясбежаться грызть О--окогрызок тайна В--втайне река За--н-заречный первый Во--ых во-первых утиный По--ому по-утиному +
18 4. Бессуффиксный - это такой способ словообразования, при котором новые слова образуются путем «отсекания» от исходного слова окончания или суффикса и окончания одновременно. Например, синий - синь, говорить- говор. Так чаще всего образуются существителльные от глаголов и прилагателльных. Иногда такой способ образования называют БЕССУФФИКСНЫМ или способом нулевой суффиксации. 0
19 5. Сложение - это способ образования сложных слов. Сложными называют слова, которые имеют в своем составе несколько корней. Сложные слова образуются : Способ Пример Сложение целых слов (такие слова пишутся через дефис!) Диван-кровать, летчик-космонавт, кафе-мороженое, кресло-качалка и т.д. Сложение основ слова без соединителльной гласной. Стенгазета, турпоход, медкабинет, профсоюз, спортзал и т. д. Сложение части основы слова с целым словом при помощи соединителльной гласной О и Е Хлебозавод, путепровод, новостройка, овощебаза, железнодорожный, русско-английский, отчетно-выборный и т. д Сложение основ с одновременным присоединением суффикса Головокружителльный, пятилетка,семиэтажка и т.д. Слияние слов Вечнозеленый, долгоиграющий, многоуважаемый Сложение сокращенных основ Сложение слогов или частей слова Комсомол (коммунистический союз молодежи), спецкор (специальный корреспондент), агитпункт(агитационный пункт) и.т. д Сложение названий начальных букв.МГУ (Московский Государственный Университет), БДТ (Большой Драматический Театр) и т. д. Сложение начальных звуков Вуз (высшее учебное заведение), СКА (спортивный клуб армии) и т. д Смешанный способ Районо (районный отдел народного образования)
20 Особое внимание обратим на слова, которые образуются способом сложения с суффиксацией (иногда его называют СЛОЖНОСУФФИСКСАЛЬНЫМ): восьмилетка; злокозненны; девятиэтажка
21 6. Переход из одной части речи в другую. В этом случае слова, получившие новое значение, могут изменять некоторые грамматические признаки. Из какой части речи перешло слово и что оно обозначало В какую часть речи перешло, его новое значение Примеры Прилагателльное (признак) Существителльное (предмет) Учителльская комната В учителльской повесили объявление Числителльное (порядок при счете) Прилагателльное (признак) Первый день наступившего года Иванов-первый (в значении лучший) ученик Причастие (признак по действию) Прилагателльное (признак) Болеющий гриппом Болеющий за "Зенит" Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Загорал, лежа на песке Читать лежа вредно Существителльное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехали шагом Деепричастие ПредлогБлагодаря друга Благодаря помощи друга
22 Когда вы приступаете к выполнению этого задания, можете рассуждать так :. Если нужно найти слово, образованное, например, приставочным способом, то 1) выпишите на черновик все слова из предложений с приставкой, выделите приставку; 2) поочередно у каждого слова прикрывайте приставку (мысленно или пальчиком), если оставшаяся часть слова становится без приставки бессмысленной, значит, в образовании этого слова участвовала не только приставка, но и суффикс; бессмысленной, значит, в образовании этого слова участвовала не только приставка, но и суффикс; 3) особо внимателльно проверяйте глаголы, причастия, прилагателльные; 4 )Не забывайте: НЕ- - тоже приставка. Задания в части «В» теста формулируются следующим образом: * Из предложений (далее указываются номера предложений) выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным (приставочным, суффиксальным и т. п.) способом. * Определите, каким способом образовано слово.
23 Как определить способ образования слова и не ошибиться Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.. Если в слове один корень: I. Если в слове один корень: 1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова приставочный. безопасный опасный (общее смысловое значение «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»); соавтор автор (общее смысловое значение «создателль какого-либо продукта деятелльности »); измельчить мельчить (общее смысловое значение «делать мелким»); непонятный понятный (общее смысловое значение «(не)доступный пониманию»). НО: постройка стройка (разное смысловое значение: «постройка» сооружение; «стройка» процесс); следователльно, способ образования не приставочный применяю 2-ю позицию алгоритма: постройка построить (суффиксальный); объявление явление (разное смысловое значение: «объявление» конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» отвлеченный процесс); следователльно, способ образования не приставочный применяю 2-ю позицию алгоритма: объявление объявлять (суффиксальный).
24 I 2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существителльного, прилагателльного или глагольный суффикс -ть, то способ образования слова суффиксальный. белизна бел(ый); поручение поруч(ить); уходящий уход(ить).
25 I Если слово образовано путём присоединения приставки и суффикса одновременно, это приставочно- суффиксальный способ образования: Подоконник окно Соотечественников отечественный бежать Сбежаться бежать грызок грызть Огрызок грызть тайн Втайне тайна речый река Заречный река -перв Во-первых первый
26 ПОТРЕНИРУЕМСЯ !!!
27 Задание B1-1. Из предложений 3–5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). 3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятелльных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. 3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятелльных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Ответ: вклад
28 В1- 2. Определите способ образования слова «полюбоваться» из предложения 23. (23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде приставочный
29 В Из предложений 12 – 16 выпишите слова, образованные префиксальным способом. (12) За деревней – сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15) За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место? Прилечь, почувствовать
30 В1-4. Определите способ образования слова «выживание» (предложение 12). 12) Песня, как и любое музыкальное произведение, – это маленькая программа выживания. суффиксальный
31 В Из предложений 3-11 выпишите слово, образованное сложением основ. (З)Кочегар сказал, что угля не хватит до станции. (4)Это был удар. (5)Если мы сейчас остановимся в лесу, то подмоги будет ждать неоткуда. (6)Если сказать об этом пассажирам, начнется паника. (7)Не сказать нельзя. (8)Ведь бандиты наступали нам на пятки (9)Нужно обязателльно сказать пассажирам и идти рубить лес. (10)«Дядя Михей, тормози паровоз!», - крикнул Новиков (11)Через десять минут большая часть пассажиров вышла из вагонов... Ответ: паровоз
32 В Выпишите из предложений 1-3 существителльное, образованное префиксально-суффиксальным способом. В Выпишите из предложений 1-3 существителльное, образованное префиксально-суффиксальным способом. (1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти. (1)Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2)Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3)Но мало кто мог ее найти. Ответ: соотечественников
33 В1-7. Из предложений 9-17 выпишите субстантивированное прилагателльное (прилагателльное, которое перешло в существителльное). (9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мелочах - ущемляем свободу домашних, по- крупному - ущемляем свободу улицы или города. (10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недавно чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутреннего достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря личности. (17) Страшнее рабства нет ничего. Ответ: домашних
34 В1- 8. Из предложений пятого абзаца выпишите слово, образованное способом сложения с суффиксацией. 12) Эта молодежь растленна до глубины души. (13)Молодые люди злокозненны и нерадивы. (14)Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. (15)Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Ответ: злокозненны
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.