Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемprestige25.ru
1 Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре – Выучи русский язык! Разработка учитель информатики МБОУ СОШ 25 Смирнова Ф.М.
2 Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. Д.Д.Минаев сущ. Им. п.
3 Цели урока: 1. научить правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым; 2. применять правило в письменной речи; 3. конструировать предложения, в которых необходима постановка тире; 4. формировать пунктуационный навык постановки тире между подлежащим и сказуемым
4 Обозначить грамматическую основу. Определить, чем выражен каждый член грамматической основы. Посмотреть, нет ли между главными членами частицы не, союзов как, будто, словно, точно. Сделать вывод об употреблении и неупотреблении тире.
5 СССС тттт аааа вввв ииии тттт сссс яяяя НННН ееее с с с с тттт аааа вввв ииии тттт сссс яяяя
6 сущ. И.п. это/вот сущ. инфинитив сущ. числ. Примеры: 1.Москва – третий Рим. 2.Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. 3. Назначение искусства – помогать людям. 4.Учить других – учиться самому. 5.Противостоять страданию – дело писателя. 6.Семь и два – девять Ставится
7 Не ставится не местоим. как/будто/словно Примеры: не 1.Сердце не камень. 2.Он учитель. как 3.Снег как пушистое одеяло. м
8 Существует несколько случаев, когда для интонационно-логичес- кого членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире. 1.Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например: Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов). 2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица). 3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать. 4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи: существительным и инфинитивом, например: Наша задача– отразить атаку; инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
9 числительным и существительным, например: Четыре – четное число; существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров. 5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выражен- ным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи. 6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький). К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи,
10 Не ставить тире, если 1.Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.). Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым- инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство); 2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара. 3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.
11 Алгоритм действия Тире между подлежащим и сказуемым не ставитсяставится 2) нач. ф. глаг. 3) существ.нач. ф. глаг. 4) существ. числит. 5) числит. 1) лич. мест. 2) не 3) прилагат. 4) как, словно, будто 1) существ. вот, это
12 Мое любимое занятие чтение книг. не чтение, а игра в футбол плавать в бассейне. два часа верховой игры. словно эликсир молодости. приятно и полезно. есть конный спорт.
13 1. Жизнь прекрасна и удивительна. 2. Хотеть значит победить. 3. Любить Родину значит жить с ней одной жизнью. 4. Социальная реклама это вид некоммерческой рекламы, направленной на привлечение внимания к проблемам социума и изменение моделей поведения. 5. Я ученик 8 класса. 6. Слоган лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения
14 Проверьте по контрольному шифру, как вы усвоили тему. 1 – нужно тире 2 – не нужно тире I вариант 1. Пять тысяч награда не малая. 2. Быть человеком значит быть свободным. 3. У тебя брошка вроде как пчелка. 4. Освобождение себя от труда есть преступление. 5. Отец мальчугана наездник лихой стрелок неплохой и рубака искусный. 6. Прекрасный день тридцатое апреля. 7. Безволие никчемность родная сестра подлости II вариант 1. Капли дождя на лице как слезы. 2. Их резкости не что-нибудь серьезное, а просто манера говорить. 3. Любить это значит бороться за любимого человека. 4. Без пользы жить безвременная смерть. 5. Не прошло нескольких дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. 6. Первый закон истории бояться какой бы то ни было лжи, а затем не бояться какой бы то ни было правды. 7. Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости
15 Разберём примеры 1.Грушницкий юнкер (Лермонтов). 2.А вы не охотник? (Тургенев). 3.Главный предмет его естественные науки (Тургенев). 4.Пруд как блестящая сталь (Фет). 5.Они какие-то помещики (Достоевский). 6.Воспоминания один только стыд и рвание волос (Гончаров). 7.Его цель сделаться героем романа (Лермонтов)
16 8. Дальние проводы лишние слезы (Островский). 9. Нуль да нуль нуль (Фонвизин). 10. Невежда без души зверь (Фонвизин). 11. Вы студент? (Достоевский). 12. Мать от радости прослезилась, а отец хоть бы что! 13. Календарь это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки). Разберём примеры - - -
17 Подведение итога урока Итак, вы узнали, что…. ТТТТ ииии рррр ееее с с тттт аааа вввв ииии тттт сссс яяяя ТТТТ ииии рррр ееее н н ееее с с тттт аааа вввв ииии тттт сссс яяяя
20 З А К Р Е П Л Я Е М
21 Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Ян Амос Каменский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.