Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗинаида Кадышева
2 Психологические особенности детей дошкольного возраста Психологические особенности детей дошкольного возраста семинар – практикум Подготовила Туренко Ольга Алексеевна Подготовила Туренко Ольга Алексеевна педагог-психолог педагог-психолог МБДОУ 11 г. Зеленогорск МБДОУ 11 г. Зеленогорск
3 Повышение психолого-педагогической компетенции у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребёнка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям. Повышение психолого-педагогической компетенции у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребёнка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям Задачи:
4 Многие педагоги: Не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребёнка-дошкольника; Не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребёнка-дошкольника; Испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи переходом детей на следующую возрастную ступень; Испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи переходом детей на следующую возрастную ступень; Утрачивают многие из навыков работы с данной категорией детей.
5 Педагогу необходимо: 1 1 руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста; 2 2 знать закономерности психического развития и своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии; 3 3 направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи
6 Возрастные особенности Возрастные особенности Главный критерий при выборе содержания обучения Главный критерий при выборе содержания обучения Основа педагогического воздействия на психику ребёнка
7 Особенности процесса развития ребёнка Л.С. Выготский установил 4 основных закона – особенности детского развития: Л.С. Выготский установил 4 основных закона – особенности детского развития: Неравномерность развития Метаморфозы Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка Цикличность
8 Новообразования психического развития ребёнка-дошкольника Новообразования психического развития ребёнка-дошкольника Медленно и постепенно Быстро и резко Стадии развития Стабильные Кризисные Динамика перехода от одного возраста к другому -Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка; -Минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии : появляются возрастные новообразования -Составляют большую часть детства -Длятся по несколько лет -Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка; -Минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии : появляются возрастные новообразования -Составляют большую часть детства -Длятся по несколько лет -Длятся не долго, несколько месяцев; - Краткие, бурные стадии; - Начинается и завершается незаметно; - Границы размыты, неотчётливы. -Длятся не долго, несколько месяцев; - Краткие, бурные стадии; - Начинается и завершается незаметно; - Границы размыты, неотчётливы.
9 Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы Каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития ведущей деятельностью возрастными новообразованиями Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребёнка.
10 Социальная ситуация развития: своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходит главнейшее изменение в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей стадии его развития. Л.С. Выготский: А.Н. Леонтьев: Новообразования – взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через расширение противоречий кризисного периода.
11 Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Нормальное (плохое) поведение: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; не хочет заботиться о других; эмоционально глух к боли при причиняемой окружающим людям и животным; истерики, слезы, крик. Нормальное (плохое) поведение: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; не хочет заботиться о других; эмоционально глух к боли при причиняемой окружающим людям и животным; истерики, слезы, крик. От 3 до 4 лет.
12 От 4 до 5 лет. Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Новообразования: контролирующая функция речи; проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; проявление элементов произвольности; проявление внеситуативно- личностной формы общения со взрослым. Новообразования: контролирующая функция речи; проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; проявление элементов произвольности; проявление внеситуативно- личностной формы общения со взрослым. Нормальное (плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых. Нормальное (плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
13 От 5 до 6 лет. Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников. Нормальное (плохое) поведение: разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников.
14 От 6 до 7 лет. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: лжет в целях самозащиты; непоседлив и возбудим; продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже; допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
15 Итог Разделение жизненного пути ребёнка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности.
16 Закономерности детской психологии Содержание общественного сознания Содержание общественного сознания Культура Исторически накопленный общественный опыт
17 Использованный источник: С.В. Терпигорьева Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.- сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, – 143 с
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.