Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Русанова
1 Данченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 «Сабурово» г. Москва
2 «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться Театром Островского». Из письма И. А. ГОНЧАРОВА
3 « Колумб Замоскворечья » Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве (Малая Ордынка, д. 9). Его отец, Николай Федорович Островский, был преуспевающим чиновником, впоследствии титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, дочерью пономаря и просвирни. Детство и юность А.Н. Островского прошли в Замоскворечье.
4 Это была в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья».
5 О жителях этого живописного уголка Островский так написал в статье «Замоскворечье в праздники»: «У нас никогда по моде не одеваются. Это даже считается неблагопристойным.
6 Мода постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления... В девять часов всё Замоскворечье спит». Интересно то, что купцы с удовольствием и благодарностью восприняли пьесы Островского, справедливо полагая, что эти сочинения положительно, оздоровительно действуют на нравы людей, учат состраданию и добру.
7 « Свои люди – сочтёмся » (1849) Островский считается создателем незабываемых образов «темного царства» (см. статью Н. Добролюбова «Темное царство»).
8 Пьеса «Свои люди сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. «Труд мой... писал Островский по поводу этой пьесы, возбудил одинаковое сочувствие и производил самые отрадные впечатления во всех слоях московского общества, более же всего между купечеством.
9 Лучшие купеческие фамилии единодушно гласно изъявляли желание видеть мою комедию в печати и на сцене. Я сам несколько раз читал эту комедию перед многочисленным обществом, состоящим исключительно из московских купцов, и благодаря русской правдолюбивой натуре они не только не оскорблялись этим произведением, но в самых обязательных выражениях изъявили мне свою признательность за верное воспроизведение современных недостатков и пороков их сословия и горячо высказывали необходимость дельного и правдивого обличения этих пороков (в особенности превратного воспитания) на пользу своего круга. В глазах этих почтенных людей правда и польза, коей они от неё надеялись, исключала всякую мысль об оскорблении мелочного самолюбия».
10 Владимир Федорович Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвёртый». Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «вся пьеса обида для русского купечества», за «литератором Островским» был учрежден негласный надзор», снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II.
11 Литературная экспедиция по Волге. Драма « Гроза » (1859). Большое влияние на творчество Островского оказала литературная экспедиция, организованная Морским министерством для изучения русскими писателями быта и промыслов населения Поволжья. Островский совершил поездку по Волге от истоков до Нижнего Новгорода (1856 год).
12 Отчет писателя об экспедиции «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» поучительный и богатый источник сведений о верховьях Волги. Островский приступил к изучению края как художник, отзывчивый на всё оригинальное и яркое в природе и в человеческом быту. Помимо нравов, Островский подмечает особенности местных говоров, записывает оригинальные выражения и даже собирает материалы для словаря наречия приволжского населения. Эти материалы наследники Островского передадут потом в Академию наук.
13 Великую пользу принесло путешествие художественному таланту Островского! Он познакомился с древними городами, исконно-старинными обычаями и нравами, со своеобразным прадедовским языком. Его поражала беспросветная захолустная глушь в середине России, в каких-нибудь шестидесяти верстах от древнего города Твери. Драма «Гроза», действие которой происходит в городе Калинове на берегу Волги, написана по впечатлениям литературной экспедиции.
14 Реакция на драму Островского была бурной. Н. А. Добролюбов в критической статье « Луч света в тёмном царстве » писал : «... Нам отрадно видеть избавление Катерины хоть через смерть, коли нельзя иначе. На этот счёт мы имеем в самой драме страшное свидетельство, говорящее нам, что жить в « тёмном царстве » хуже смерти... Конец этот кажется нам отрадным... в нём дан страшный вызов самодурной силе... уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с её насильственными, мертвящими началами ». Название пьесы говорит само за себя : грянул гром над домом Кабановых, прошла гроза...
15 Щелыково В лесном краю Костромской области, среди чудесной природы расположено Щелыково, усадьба великого русского драматурга А.Н. Островского. Его отец купил это имение в 1848 году.
16 «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, каждая мужицкая фигура значительна (я пошлых не видал ещё), и все это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа» (А.Н. Островский).
17 Природа Щелыкова представала перед писателем, меняя свои многокрасочные одежды. Он наблюдал ее весеннее возрождение, пышное цветение и увядание. Эти впечатления отразились с особенной яркостью в весенней сказке «Снегурочка».
18 Ныне в Щелыкове находится дом-музей А.Н. Островского, и народная молва назвала долину близ реки Куекши Ярилиной долиной, где растаяла Снегурочка, а родничок Голубым ключиком, на дне которого бьётся её сердечко.
19 Пьеса - сказка « Снегурочка » Весенняя сказка «Снегурочка» поэтичнейшее произведение русской драматургии, основанное на русских народных сказках. Пьеса вдохновила двух композиторов: Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание чудесной музыки.
20 Островский расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла. Главная героиня сказки Островского Снегурочка - дочь деда Мороза и красавицы-Весны. Пленительны и другие персонажи сказки: Купава, Берендей, Мизгирь, Лель. Драматург рисует здесь свой идеал общественной жизни, определяющей справедливые, красивые человеческие отношения.
21 Сцена разговора Купавы с царем Берендеем одно из украшений русской лирической поэзии. Поэт в высшей степени тонко и осязательно передал характеры царя-старца, проникнутого любовью к жизни и её радостям, и молодой девицы, наивной, глубоко тоскующей по утраченному счастью.
22 Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «блюститель мира», знающий, что свет «правдой и совестью только и держится». Сказка «Снегурочка» гимн народу благородному, гуманному, жизнерадостному, великому в труде и веселье. Любимая всеми с детства сказка повествует о силе самоотверженной любви Снегурочки, ради которой она жертвует своей жизнью...
23 Комедия « Лес » (1870) Создатель русского национального театра, Островский очень любил актеров, высоко ценил их душевное благородство и возвышенный образ мыслей.
24 Главные герои пьесы «Лес» актеры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и комик. Они лицедеи, «комедианты». Но именно им, а точнее, Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости.
25 Комедия «Лес» это показ сложных социальных процессов, происходящих в обществе в пореформенное время. Разоряются дворянские имения. Помещица Гурмыжская бесхозяйственно распродает лес: недаром её усадьба называется «Пеньки».
26 Её избранник, более чем вдвое её моложе, конечно, тоже не будет рачителен. Гурмыжская - деспот и тиран под личиной добропорядочности, об этом в минуту искренности говорит даже преданная ей ключница Улита. Богатая Гурмыжская отказывает в приданом бедной родственнице Аксюше, а Несчастливцев отдает последние деньги и устраивает её судьбу.
27 Трагик Несчастливцев по рождению дворянин, племянник Раисы Павловны, волею судеб ставший актером, дает оценку «лесным» нравам: «Как мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец». «Лес» положил начало своеобразной трилогии об артистической среде, куда также вошли пьесы «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые». В 1863 году на юбилее писателя актеры с благодарностью преподнесли Островскому серебряный венок.
28 « Бесприданница » Острая психологическая драма, «Бесприданница» характеризуется тем, что в ней, как в «Грозе», чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.
29 Лариса богато одаренная натура, и это высоко поднимает её над окружающими. Умный Кнуров говорит о том, что «земного, житейского» в Ларисе нет ничего. Лариса искренне влюбляется в Сергея Сергеевича Паратова - красавца с широкой натурой, храбреца, «большого барина». Паратов красиво, «шикарно» ухаживает за ней.
30 Но Островский тонко и ненавязчиво накапливает штрихи и реплики, открывающие настоящий облик Паратова. В первой же сцене звучит его признание: «Что такое «жалость», этого я не знаю. У меня, Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».
31 Мотив торговли торг из-за Ларисы охватывает всех героев- мужчин. Брошенная Паратовым, она узнает об этом, принимая решение стать «очень дорогой вещью». Смерть Ларисы среди праздничного шума, под пение цыган поражает своей «художнической дерзостью». Лариса смягчена и успокоена. Она всех прощает, а Карандышева благодарит за освобождение от глубокой боли, которую принесла ей любовь к Паратову. Пьеса «Бесприданница» шедевр русской драматургии. Всем нам хорошо известен фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», поставленный по пьесе Островского в 1984 году. Блестящая экранизация лишний раз подтверждает, насколько современна драма, написанная в позапрошлом веке.
32 А. Н. Островский умеет « заглянуть в самую глубь души человека ». Н. А. ДОБРОЛЮБОВ
33 В работе использованы материалы из Интернета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.