Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Новиков
1 Автор презентации: Чеченина Екатерина Викторовна. Место работы: Мурманская область, п.г.т. Молочный, МОУ Молочненская СОШ.
2 Евгений Иванович Ззамятин ( )
3 «Е. Ззамятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». «Литературная газета»
4 Биография. отец православный священник, мать пианистка; с 1893 по 1896 год посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью; в этом же году записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института: «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума»;
5 4 года спустя (т.е. в 1906 г.) становится социал- демократом и принимает участие в жизни революционной студенческой молодежи. Тогдп и встречает свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову ( ); в 1906 Зззамятина арестовывают и высылают назад в Лебедянь. Однако в этом же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт; во время I Мировой войны выступал с антивоенных интернационалистических позиций (интернационализм - международная солидарность рабочих и трудящихся различных стран, основанная на общности их положения и интересов);
6 в 1914 году был привлечен к суду и сослан в Кемь. В марте 1916, отбыв ссылку, был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов. В сентябре 1917 года вернулся в Россию; во время Гражданской войны в России критиковал политику большевистского правительства, оставаясь убежденным социалистом (социализм - экономическая система, при которой средства производства находятся в общественной собственности, а в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства).
7 в частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время волнений рабочих на заводах Петрограда, спровоцированных левыми эсерами (эсер - член партии социалистов - революционеров). после критической волны, последовавшей за публикацией в 1929 году в эмигрантской печати в сокращенном виде романа «Мы» (она привела к выходу из «Союза писателей» СССР и фактическому запрету публиковаться), пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу, и получает положительный ответ.
8 Скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на Парижском кладбище в Тие. Могила Евгения Зззамятина и его жены Людмилы Ззамятиной
9 Творчество. В 1908 году З. выходит из партии и пишет свой первый рассказ «Один». Два года спустя начинающий автор преподает на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка». В 1911 году З. высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принужден жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть - «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе и Горького. «На куличках» следующая повесть Зззамятина также получает хорошие оценки критиков (будет напечатана только после революции, до этого – запрещена).
10 Весной 1916 года инженер Ззамятин был откомандирован в Англию, где он создает «Островитян» и «Ловца человеков». Вернувшись, организовывает группу молодых писателей «Серапионовы братья». Членами этой группы были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др.
11 «Серапионовы братья». - объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона. Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Зззамятина и В. Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств», а затем в «Литературной студии» под руководством К. Чуковского, Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.
12 Первое заседание «Серапионовых братьев» состоялось в «Литературной студии» 1 февраля 1921, от этого дня шло «серапионовское летосчисление». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. «Каноническим» составом группы считается следующий: Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Виктор Шкловский, Владимир Познер, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов.
13 Слева направо: К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин.
14 Идейным и художественным руководителем «Серапионовых братьев» был Евгений Ззамятин. В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало свою аполитичность. Наиболее полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы братья», подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, не эсер, а просто русский» (там же).
15 Партийная критика резко осуждала декларации «Серапионовых братьев» за их враждебность пролетарской идеологии и нарочитую аполитичность. Однако с самого своего возникновения объединение не было однородным ни по политическим, ни по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства «Серапионовых братьев» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась соответствовать заявленным принципам аполитичности, то другие пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев». В итоге с гг. объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания (хотя и не было официально распущено).
16 Творчество. В годах Ззамятин под влиянием фантастики Уэллса работает над романом «Мы», который является одним из его главных произведений. На решение написать роман повлияла утопия, написанная тогдашними идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А. Гастевым. В романе «Мы» инженер Д-503 описывает свою жизнь в городе-государстве под властью «Благодетеля».
17 В начале Д-503, один из многих нумеров (так называют людей), с восторгом описывает организацию основанную на математике жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно по другому жить: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к уничтожению существующего в городе-государстве строя.
18 Роман «Мы» повлиял на вышедшие позже романы-антиутопии Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в 1949), Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932). На русском «Мы» вышел в 1952 в Нью- Йорке в Издательстве им. Чехова. В России роман впервые вышел лишь в 1988 году.
19 Что в итоге? 3 замятин блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Свой стиль он сам определял как «неореализм» (который по сути был сатирическим, часто гротескным сюрреализмом). В стремлении 3 ззамятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
20 «Мы» (1920). - роман-антиутопия Евгения Зззамятина с элементами сатиры. Действие разворачивается приблизительно в XXXII веке.
21 Антиутопия. - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
22 Антиутопия. «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». («Философский словарь», 1981 г.)
23 Известные антиутопии. Евгений Ззамятин «Мы»; Олдос Хаксли «О дивный новый мир»; Джордж Оруэлл «1984», «Скотный двор»; Джером К. Джером «Новая утопия»; Герберт Уэллс «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»; Джек Лондон «Железная пята»;
24 Известные антиутопии. Пьер Буль «Планета обезьян»; Иван Ефремов «Час Быка»; Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»; Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»; Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»; Андрей Платонов «Чевенгур», «Котлован»;
25 «Заводной апельсин» «451 градус по Фаренгейту»
26 Известные антиутопии. Братья Стругацкие «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град Обреченный»; Владимир Войнович «Москва 2042»; Курт Воннегут «Механическое пианино, или Утопия 14»; Стивен Кинг «Бегущий человек»; Стивен Кинг (под псевдонимом Ричард Бахман) «Долгая прогулка»;
27 «Бегущий человек»
28 Известные антиутопии. Косюн Таками «Королевская битва»; Сьюзен Коллинз «Голодные игры»; Владимир Набоков «Под знаком незаконнорождённых», «Ада», «Приглашение на казнь»; Карел Чапек «Война с саламандрами»; Татьяна Толстая «Кысь»; Анатоль Франс – «Остров пингвинов».
29 «Голодные игры».
31 «Мы». В романе описывается общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью, в котором научное знание признано наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром, а свободная человеческая воля, индивидуальность и фантазия отрицаются. Имена и фамилии людей заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь. Управляется это общество «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
32 В Советской России роман не был опубликован: литературные критики восприняли его как злую карикатуру на социалистическое и коммунистическое общество будущего, а в конце 20-х годов на Зззамятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году. Он повлиял на творчество Олдоса Хаксли (роман «О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», 1949).
33 Домашнее задание. Подготовить сообщение по одной из ранее упомянутых известных антиутопий (можно выбрать любую).
34 Спасибо за внимание!
35 Используемый материал: Ззамятин, Евгений Иванович Серапионовы братья Мы (роман) Антиутопия Список антиутопий Заводной апельсин Бегущий человек Голодные игры
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.