Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемscoolzavetnoe.narod.ru
1 Элементы ТРИЗ, применяемые при активном методе обучения Работу подготовила учитель технологии МОУ «СОШ с. Заветное» Энегельсского района Саратовской области ВОРОНЦОВА Н.Ж. Работу подготовила учитель технологии МОУ «СОШ с. Заветное» Энегельсского района Саратовской области ВОРОНЦОВА Н.Ж.
2 Структура ТРИЗ Теория сильного мышления: Теория сильного мышления: А) Теория развития систем; А) Теория развития систем; Б) Теория развития творческой личности Б) Теория развития творческой личности ТРИЗ: ТРИЗ: А) Стандартные задачи Б) Нестандартные задачи А) Стандартные задачи Б) Нестандартные задачи Законы развития технических систем Законы развития технических систем Приёмы Алгоритмы решения изобретательских задач Приёмы Алгоритмы решения изобретательских задач Стандарты Стандарты Информационный фонд: Вепольный анализ («язык» ТРИЗ) Информационный фонд: Вепольный анализ («язык» ТРИЗ) ГЭ, ФЭ, ХЭ ГЭ, ФЭ, ХЭ
3 ТРИЗ технология творчества. ТРИЗ – стройная система методов решения задач 1. Метод контрольных вопросов (МКВ); 1. Метод контрольных вопросов (МКВ); 2. Метод фокальных объектов (МФО); 2. Метод фокальных объектов (МФО); 3. Метод гирлянд, случайностей и ассоциаций (МГС и А); 3. Метод гирлянд, случайностей и ассоциаций (МГС и А); 4. Метод прямой и обратной мозговых атак. 4. Метод прямой и обратной мозговых атак. 5. Упражнения по ТРИЗу. 5. Упражнения по ТРИЗу.
4 Метод контрольных вопросов Алгоритм реализации Алгоритм реализации Изменяемый объект Изменяемый объект Что убрать? Что добавить? Что перевернуть? Что наклонить? Что убрать? Что добавить? Что перевернуть? Что наклонить? Изменённый объект - Использование Изменённый объект - Использование
5 Изменяемый объект - прихватка 1. Добавить петельки, кармашек для салфетки 1. Добавить петельки, кармашек для салфетки
6 Изменяемый объект прихватка 2. Перевернуть – саму прихватку, чтобы получился квадрат (одновременно добавить детали) 2. Перевернуть – саму прихватку, чтобы получился квадрат (одновременно добавить детали)
7 Изменяемый объект прихватка 3. Наклонить – изменить наклон кармашка. 3. Наклонить – изменить наклон кармашка. 4. Использование – прихватка, подставка с сервировочной салфеткой. 4. Использование – прихватка, подставка с сервировочной салфеткой.
8 Метод фокальных объектов Суть метода: признаки случайных объектов, ассоциативно переносятся на изменяемый объект, избавляя исследователя от психологической интуиции мышления. Суть метода: признаки случайных объектов, ассоциативно переносятся на изменяемый объект, избавляя исследователя от психологической интуиции мышления. Алгоритм реализации: Алгоритм реализации: 1. Выбрать несколько случайных объектов (4 объекта) 1. Выбрать несколько случайных объектов (4 объекта) 2.Придать случайным объектам признаки, в том числе и фантастические (в форме существительного или прилагательного) наиболее рациональное число признаков 4 – 6. 2.Придать случайным объектам признаки, в том числе и фантастические (в форме существительного или прилагательного) наиболее рациональное число признаков 4 – 6. 3.Среди предложенных признаков выбрать тот, который так или иначе может быть использован в конструкции изменяемого объекта. 3.Среди предложенных признаков выбрать тот, который так или иначе может быть использован в конструкции изменяемого объекта. 4.Продолжить присоединение признаков, до достижения оптимального результата. 4.Продолжить присоединение признаков, до достижения оптимального результата. Практические советы: при выборе случайных объектов избегайте однородности; при выборе признаков избегайте указания цвета и размеров. Практические советы: при выборе случайных объектов избегайте однородности; при выборе признаков избегайте указания цвета и размеров. И главное, до начала изменения не называть цель, предмет. И главное, до начала изменения не называть цель, предмет.
9 МФО 1.Объекты 2. признаки 1.Объекты 2. признаки Космос спутник, звёздный, неизведанный, мирный Космос спутник, звёздный, неизведанный, мирный Стул деревянный, детский, плетёный. Офисный Стул деревянный, детский, плетёный. Офисный Холодильник двухкамерный, холод, лёд, металлический Холодильник двухкамерный, холод, лёд, металлический Заяц пушистый, ушастый, прыгучий, плюшевый Заяц пушистый, ушастый, прыгучий, плюшевый Результат изобрета- Результат изобрета- тельности одной тельности одной группы учениц группы учениц
10 Метод гирлянд, случайностей и ассоциаций. Алгоритм реализации метода: Алгоритм реализации метода: 1. Построить синонемический ряд технических объектов. 1. Построить синонемический ряд технических объектов. 2. Выбрать случайные объекты и придать им признаки. 2. Выбрать случайные объекты и придать им признаки. 3. Составить случайное сочетание объектов синонемического ряда с признаками. 3. Составить случайное сочетание объектов синонемического ряда с признаками. 4. Выбрать наиболее продуктивную идею. 4. Выбрать наиболее продуктивную идею. НАПРИМЕР: НАПРИМЕР: А) Лампа – люстра –торшер – бра – светильник. А) Лампа – люстра –торшер – бра – светильник. Б) Б) 1.Случайные объекты 2. Признаки 1.Случайные объекты 2. Признаки Доска деревянная, дубовая, подвесная, разделочная Доска деревянная, дубовая, подвесная, разделочная Стол стеклянный, кухонный, компьютерный, старинный Стол стеклянный, кухонный, компьютерный, старинный Картина настенная, вышитая, портрет, акварель Картина настенная, вышитая, портрет, акварель Свитер вязаный, тёплый, модный, спортивный Свитер вязаный, тёплый, модный, спортивный
11 Метод гирлянд, случайностей и ассоциаций В) Торшер – деревянный, стеклянный, настенный, вязаный; В) Торшер – деревянный, стеклянный, настенный, вязаный; Бра – подвесное, кухонное, вышитое, теплое, спортивное. И т.д. Бра – подвесное, кухонное, вышитое, теплое, спортивное. И т.д. Результат работы учащихся: Результат работы учащихся:
12 Тренировочные упражнения по ТРИЗ у 1. «КТО? ЧТО? КАКОЙ?» 1. «КТО? ЧТО? КАКОЙ?» Правила: говорить быстро, не повторяться, действует право «ход пропускаю», не подсказывать. Отвечать по цепочке, один за другим. Правила: говорить быстро, не повторяться, действует право «ход пропускаю», не подсказывать. Отвечать по цепочке, один за другим. Например: Человек – дерево – зелёное – птица – клюв – сильный – боксёр – перчатка – кожаная – и т.д. Например: Человек – дерево – зелёное – птица – клюв – сильный – боксёр – перчатка – кожаная – и т.д. 2. «ЧТО ДЕЛАЕТ? КТО? ЧТО? КАКОЙ?» 2. «ЧТО ДЕЛАЕТ? КТО? ЧТО? КАКОЙ?» Правила те же, что и в первом упражнении. Правила те же, что и в первом упражнении. Пример: Везёт – лошадь – воз – большой – качается – дельфин – волна – голубая – плещет – рыба – пруд – заросший и т.д. Пример: Везёт – лошадь – воз – большой – качается – дельфин – волна – голубая – плещет – рыба – пруд – заросший и т.д.
13 Тренировочные упражнения по ТРИЗ у 3. Упражнение ёлочка ассоциаций. 3. Упражнение ёлочка ассоциаций. Правила: использовать только существительные в единственном числе. Правила: использовать только существительные в единственном числе. Космос Космос Небо Небо Астероид Астероид Комета Комета Ракета Ракета Перчатка – Пальто Перчатка – Пальто Куртка Куртка Хирург – Врач Хирург – Врач Боль Боль Жизнь Жизнь
14 Тренировочные упражнения по ТРИЗ у 4. Упражнение «Рождение слова» 4. Упражнение «Рождение слова» Правила: желательно задание выполнять так, чтобы получались 2-х слоговые и 3-х слоговые слова. Правила: желательно задание выполнять так, чтобы получались 2-х слоговые и 3-х слоговые слова. Берём названия посуды – сковорода, пароварка, дуршлаг, кастрюля, утятница, чашка. Задание – придумать новый вид посуды из тех слов, которые написали. Берём названия посуды – сковорода, пароварка, дуршлаг, кастрюля, утятница, чашка. Задание – придумать новый вид посуды из тех слов, которые написали. Результат: дуршка, парорюля, свововарка, утяворода, крулаг, дурито. Результат: дуршка, парорюля, свововарка, утяворода, крулаг, дурито. Можно использовать название городов – придумай новый город; животных – придумай название нового животного; одежды ит.д. Можно использовать название городов – придумай новый город; животных – придумай название нового животного; одежды ит.д. Использование элементов ТРИЗа на уроках один из путей и средств формирования устойчивого интереса учащихся, которые приводят к их активности и самостоятельности Использование элементов ТРИЗа на уроках один из путей и средств формирования устойчивого интереса учащихся, которые приводят к их активности и самостоятельности
15 Соединив безумие с умом, Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов Среди пустынных смыслов Мы построим дом – Мы построим дом – Училище миров, неведомых доселе. Училище миров, неведомых доселе. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ Н. ЗАБОЛОЦКИЙ Спасибо за внимание. Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.