Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Севергин
1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления 241 Дзержинского района г.Волгограда Авторы : Чернышкова Татьяна Владимировна старший воспитатель Алентьева Мария Николаевна заведующий Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению
2 Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
3 Нормативно – правовая база Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от N 313- ФЗ ) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. принят Государственной Думой РФ от , одобрен Советом Федераций Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 года 666 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" Сан ПиН Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей в дошкольном учреждении.
4 Вся работа по адаптации проводится в три этапа: - характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей); - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений); - оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации ).
5 Первый этап Как показывает опыт, изучение ребенка до его поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. (данная работа проводится при заполнении карты – направления ). Родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальные консультации – обследования к педагогу- психологу, социальному педагогу, старшему воспитателю, учителю – логопеду цели которых: сбор информации о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений. Кроме того, на индивидуальных обследованиях собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально- личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету «Давайте познакомимся».
6 На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив. Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. Например, пока социальный педагог беседует с мамой, педагог - психолог играет с ребенком яркими, красочными игрушками. Кроме того, педагог-психолог наблюдает, как ребенок вступает в контакт, а также проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития. После обследования педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.
7 По результатам проведенной встречи с родителями и детьми обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
8 Второй этап Включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
9 Третий этап Проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей. На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
10 На втором и третьем этапе работа организуется по трем направлениям: с родителями; педагогами; воспитанниками.
11 Для родителей: папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.); информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
12 Для педагогов: 1.Анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами; 2. План работы по адаптации детей в дошкольном учреждении; 3. Журнал приема детей 4. Паспорт здоровья группы. 5. Сведения о родителях и детях (заполняют воспитатели). 6. Лист адаптации 7. Лист стула 8. Карта нервно - психического развития («Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К.Л.Печора и др. стр 121) 9. Дневник группы (Ф. 127).
13 Для воспитанников Проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; Открытые детские праздники («День здоровья»). Создание предметно – развивающей среды. В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся: -"полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; -Мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; -подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно. В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
14 Построенная таким образом работа позволяет: сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением; показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
15 Главное же направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними. Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1 й, 2 й, 3 й, 4 й, 8 й, 16 й, 32 й и при необходимости 64 й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности. Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.
16 В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы. Мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку. Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Педагоги предлагают специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
17 По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого- педагогическое совещание расширенного состава – заведующий, старший воспитатель, педагог- психолог, учитель-логопед, врачи, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа. Анализ результатов показывает, что в течение последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
18 Литература: Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.-.К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, с. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999 Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ Н.В.Кирюхина-М.: Айрис-пресс, с.) Группы детей раннего возраста. Данилина Т. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – с.41. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В г. Организация работы групп раннего возраста. Филютич А. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – с.45. Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми раннего возраста. //Ребенок в детском саду. – – 2.- с.60 Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./ Сос.Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.- СПб.: « Акцент», 1999 Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие.- Педагогическое общество России, 2005
19 Фото используемые в презентации com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,1 192/Itemid,38/cpage,12/ com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,1 192/Itemid,38/cpage,12/ Фото педагогов (Чернышкова Т.В., Хрищатая Н.А.) и воспитанников МОУ детского сада присмотра и оздоровления 241. Уголок для родителей (МОУ детский сад присмотра и оздоровления 241)
20 Спасибо за внимание!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.