Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВероника Скрябина
1 Презентация рекомендуется для использования на уроках истории, математики в 6-7 классах, литературы в 6, 11 классах, на уроках внеклассного чтения по зарубежной литературе, МХК в 11 классе, а также во внеклассной работе. Авторы: ЦЫГАНКОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ 467 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МИЛЮТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГБОУ СОШ 467 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2 Великие люди прошлого Абу–л–Фатх Омар ибн Ибрагим ал– Хайям (?)
4 1. Этапы жизни великого ученого Этапы жизни великого ученого 2. Омар Хайям – математик Омар Хайям – математик 3. Высказывания об Омаре Хайяме Высказывания об Омаре ХайямеПЛАН:
5 1. Этапы жизни великого ученого «Я познание сделал своим ремеслом… » Омар Хайям
6 В русском Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона упоминаются два Хайяма. - В томе 42 есть статья «Омар Аль-Каями» об ученом- математике. - В 73-м томе – статья «Хейям или Омар Хейям» – о поэте. Ты вопрос задаешь мне: что есть человек? И вопрос непростой и нелегкий ответ. Человек - это знак из пучин мирозданья, Он всплывет на мгновенье и тонет навек. Омар Хайям
7 Дата рождения Омара Хайяма стала известна нам, благодаря его современнику Аль-Бейхаки, который по гороскопу, обнаруженному после смерти Хайяма в его бумагах, сообщил, что "в момент рождения Омара, Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в 3-м градусе Близнецов, Меркурий - в перигелии, а Юпитер - в утроении". Индийский учёный Свами Говинда Тиртха, проанализировав эти данные по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришёл к выводу, что планеты могли расположиться так только 18 мая 1048 года. До анализа гороскопа в большинстве источников (в том числе - во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения. Гороскоп Омара Хайяма
8 Уроженец города Нишапура в Хорасане. Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией. Десятилетним Омар изучал арабский язык, а через два года стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара, и он решил продолжить образование. Хайям занимался у известного деятеля мусульманской культуры Сабита ибн Харрани. Известно, что еще во время пребывания в Нишапуре он изучил труды греческих математиков и прочитал перевод знаменитых «Начал» Евклида. В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр.В Самарканде Хайям поступает вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей ученостью, что его сразу же сделали наставником.
9 Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что ученый прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике. С группой учёных разработал солнечный календарь намного точнее Григорианского. В 1074 его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору султана Малик-шаха. По инициативе главного шахского визиря Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик- шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. Даже В 1092 г., со смертью покровительствовавшего ему сельджукского султана Малик-шаха и его визиря Низам ал-Мулка его исфаханский период заканчивается. Он снова скитается, иногда работает в Мерве при дворе преемников Малик-шаха, но восстановить обсерваторию ему не удаётся. Известен благодаря своим четверостишиям мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости рубаи. Долгое время был забыт, но его творчество стало известным европейцам в новое время благодаря переводам Эдварда Фитцджеральда.
10 Вот что пишет об этом сам Хайям в предисловии к своей «Алгебре»: «Я был лишен возможности систематически заниматься вопросом, и не мог сосредоточиться на размышлении о нем, так как обстоятельства заставляли меня терять много времени. Мы были свидетелями гибели ученых, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид ученых, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек».
11 Около 1069 году в Самарканде, написан трактат « О доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы». А до этого были написаны два математических трактата. Около 1069 году в Самарканде, написан трактат « О доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы». А до этого были написаны два математических трактата. В 1074 году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1074 году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида». В 1079 году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь. В 1079 году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь. В середине 90-х годов 11 века, Хайям совершил паломничество в Мекку. Около 1097 года Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси – «О всеобщности бытия». Около 1097 года Хайям работает врачом при наместнике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси – «О всеобщности бытия». Последние лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми, испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований. Последние лет жизни Хайям провел в уединении в Нишапуре. Он мало общался с людьми, испытывал нужду, страдал из-за религиозных преследований.
12 Строящаяся обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре (Иран)
13 Исфахан. Город, где жил и работал Омар Хайям.
14 В последние часы своей жизни, как сообщает историк Бейхаки, Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн-Сины. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на место зубочистку, встал, помолился и умер. философского сочинения, положил на место зубочистку, встал, помолился и умер. Он прожил долгую и очень плодотворную жизнь. Могила Хайяма находится в Нишапуре, около мечети памяти имама Махрука. На этой могиле в 1934 году был воздвигнут обелиск. Средства собирали почитатели творчества Хайяма в разных странах.
15 Долгое время самой вероятной датой смерти Омара Хайяма считался 1123 год. Имеется несколько дошедших до нас источников, частично противоречащих друг другу. Д Низами Самарканди рассказывает о посещении им могилы Хайяма через четыре года после смерти, из чего следует, что ученый умер в г. С другой стороны в рукописи писателя Яр-Ахмеда Табризи "Дом радости" есть два указания на возможную дату смерти. "Продолжительность его жизни "ab" солнечных года. "ab" - две цифры, написанные неразборчиво, но первая из них выглядит как 7 или 8, а вторая как 2 или 3. Вторая фраза, по-видимому, относящаяся к Хайяму: он умер в "четверг 12 мухаррама 555 года в деревушке одной из волостей округа Фирузгонд близ Астрабада". Этот ребус еще более осложняется вероятными ошибками в приведенных источниках. Возможны два решения, в зависимости от использования астрономических таблиц. Если принять первый вариант - 23 марта 1122 г., то приходится допустить наличие ошибок в первых двух источниках. Другой вариант 4 декабря 1131 г. - не противоречит ни одному из документов, и именно его, по-видимому, следует считать наиболее вероятной датой кончины.
16 Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре. (воздвигнут на средства почитателей его таланта) Надпись на обелиске гласит: СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ. У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй, Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй. Если ты хочешь знать дату построения обелиска, Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
17 Нишапур. Мавзолей Омара Хайяма.
18 2. ОМАР ХАЙЯМ - МАТЕМАТИК 1 МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ «Проблемы арифметики» Не обнаружен Из других работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общем приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем «методом индийцев». Из других работ известно, что он содержит сведения о разработанном им общем приеме извлечения корня любой степени с натуральным показателем «методом индийцев».
19 Основываясь на известных фактах, ученые предполагают, что Хайям открыл формулу возведения двучлена a+b в степень n. Славу Омару Хайяму, как алгебраисту, принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений. Он изложил ее в трактате «О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы». Славу Омару Хайяму, как алгебраисту, принесла теория геометрических решений алгебраических уравнений. Он изложил ее в трактате «О доказательствах задач алгебры и ал – мукабалы». Хайям впервые высказал мысль о том, что уравнения третьей степени не решаются с помощью «свойств круга» (т.е. с помощью циркуля и линейки), он подчеркивал, что их можно решить только с привлечением конических сечений. Хайям дал полную классификацию кубических уравнений, имеющих положительные корни. Он выделил 19 классов; из них 5 сводятся к линейным и квадратным.. Для остальных 14 классов он указал метод решения с помощью конических сечений – параболы, равносторонней гиперболы, окружности. В трактате Омара Хайяма «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом. В трактате Омара Хайяма «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассматривается известная классическая задача, решенная Архимедом.
20 Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» состоит из трех частей. Первая часть посвящена теории параллельных линий. Стремясь доказать 5 постулат Евклида, Хайям сформулировал принцип, на котором основано его доказательство: «Две сходящиеся прямые пересекаются, и невозможно чтобы прямые расходились в направлении схождения». Кроме того, в первой части трактата рассматривается четырехугольник с двумя прямыми углами при основании и равными боковыми сторонами. Ученый исследовал величину двух других углов четырехугольника. Используя свой принцип, Омар Хайям опроверг гипотезу острого и тупого углов, а затем доказал 5 постулат. О взаимосвязи геометрии с арифметикой Хайям пишет так: «Геометрия нуждается в числах». Во второй и третьей частях трактата О.Хайям анализирует античную теорию отношений и учение о числе. Средневековый ученый внес значительный вклад и создание понятия действительного числа. Понятие иррационального числа стало равноправным с числом рациональным.
21 Омар Хайям работал в крупнейших научных и культурных центрах Средней Азии – Балхе, Самарканде, Исфахане, Бухаре, где прославился как великий математик. Его приглашали ко двору многие властители Востока. Правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал его для беседы рядом с собой на престол. В Исфахане прошли наиболее плодотворные 18 лет жизни ученого. Он стал приближенным султана, но отказался принять власть над родным городом Нишапуром, говоря, что «не хочет управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочет посвятить себя науке и людям».
22 Омар Хайям пишет: Хорошо, если платье твое без прорех, И о хлебе насущном подумать не грех. А всего остального и даром не надо- Жизнь дороже богатства и почестей всех. О своих занятиях наукой он пишет так: Не была познанья жажда чуждой сердца моего, Мало тайн осталось в мире, недоступных для него. Семьдесят два долгих года размышлял я дни ночи. Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего. О том, как много работал ученый, видно из строк: Мне мудрость не была чужда земная. Разгадки тайн ища, не ведал сна я.
23 3. Высказывания и легенды об Омаре Хайяме. Знаменитые рубаи. 1. В конце прошлого века русский востоковед В. Жуковский дал такую характеристику Омару Хайяму: «Он вольнодумец, разрушитель веры; он – безбожник и материалист; он – насмешник над мистицизмом; он – правоверный мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый…. Он не просто богохульник, а воплощенное отрицание противоположной веры; он – мягкая натура, преданная более созерцанию божественных вещей, нежели жизненным наслаждением; он – скептик; он – персидский Абу – ала, Вольтер, Гейне»
24 Следует отметить, что во времена Хайяма ученый, не будучи человеком самостоятельным, мог регулярно заниматься наукой только при дворе того или иного правителя, занимая одну из четырех должностей: секретаря, поэта, астролога или врача. Судьба ученого, в этом случае, в значительной степени зависела от милости или немилости правителя, его нравов и капризов, от придворных интриг и дворцовых переворотов. Низами Арузи Самарканди в «Собрании редкостей» пишет: « Дабир, астролог, врач и поэт,- суть ближние люди царя, и обойтись без них ему невозможно. На дабире- крепость правления, на астрологе- благое устроение дел, на враче- здоровье телесное, а на поэте вечная слава». И как поэт Омар Хайям прославился своими рубаи. О жанре рубаи можно сказать, что это персидское четверостишие ( множественное число- рубаят). Особый жанр поэзии - четверостишие со схемой рифмования ААБА. В каждой из них должна содержаться хотя бы крупица юмора и мудрости.
25 Многие рубаи, безымянных авторов – народных певцов – приписывают Омару Хайяму. А другие, наоборот – рубаи Омара Хайяма приписывают народу. Третьи утверждают – Хайяма нельзя спутать ни с кем: в его четверостишиях неповторимый узор. Все три мнения, конечно, не снижают, а утверждают истенное назначение Омара Хайяма в мире поэзии и любви. Со своими рубаи, сверкающими бриллиантами, придворный ученый забытых шахов, он спорил с самим Богом и целым миром. Например: А. « Ад и рай- в небесах,»- утверждают ханжи. А. Я в себя заглянув, убедился во лжи: Б. Ад и рай- не круги во дворце мирозданья, А. Ад и рай- это две половинки души». Допускается также схема рифмования АААА, хотя встречается гораздо реже. Возможны редифные рифмы (в конце рифмованных строчек- одно и то же слово или словосочетание).
26 Собрание восточной мудрости в переводах известных русских поэтов«Рубайят». Омар Хайям утвердил внутренние законы рубаи, выгранил и трансформировал эту форму в новый философско- афористический поэтический жанр. Каждое его четверостишие- это маленькая поэма.
27 Легенды об Омаре Хайяме 1. Однажды в городе Балы, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар Хайям сказал: "Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей". Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры,и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему. (рассказ современника) 2. Глава империи Великих сельджуков Низам-ул-мульк, образованнейший человек своего века, обладавший большим государственным талантом, предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям! « Его счастьем были Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, был в утроении. (гороскоп Хайяма)
28 Имам Хорасана, Ученейший Муж Века, Знаток Истины, Царь Философов Востока и Запада – таков неполный список почетных титулов Омара Хайяма в зените славы.
29 1. Видео – великий мистик и мудрец Востока Омар Хайям. Знаменитые рубаи html 2. Видео – Омар Хайям html 3. Омар Хайям. Что мне ничего не известно 4. Омар Хайям. Бытует мнение, что счастье-это дар
30 Список используемой литературы: 1. Глейзер Г. И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. –М.: Просвещение, Омар Хайям – математик и поэт.//Математика в школе. 17/ Юшкевич А. П. История математики в средние века. М.: Просвещение, foto.mail.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.