Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарианна Тихомирова
1 Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс (2 часа) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
2 Рассказ. Структура текста-повествования. Комплексный анализ текста. ЦЕЛИ: познакомить учащихся с понятием рассказа, актуализировать знания о построении текста- повествования, теме и идее текста, стилях и типах речи; формировать навыки комплексного анализа текста, умения составления цитатного плана; формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво
3 Типы речи
4 глаголы прилагательные наречие Что произошло? Какой? Почему? Несколько Один Нет рисунка рисунков-фото рисунок-фото фотографии
5 Структура (построение) повествовательного текста повествование (что было сначала, что потом… и наконец) 1. вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои) 2. основная часть (развитие действия): а) завязка (момент, с которого начинается событие) б) развитие действия в) кульминация (момент наивысшего накала событий) г) развязка (окончание в развитии событий) 3. заключение
6 Сила кошки За деревней весело играла кошка со своими котятами. Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло. Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
7 Анализ текста 1. Каков стиль данного текста? Докажите свою мысль. 2. Какова цель художественного текста? 3. Какие художественные образы создает писатель К. Ушинский? 4 Что вас удивило в этой истории? 5. Как бы вы озаглавили текст? 6. Что сделало кошку сильнее орла? 7. Как бы вы сформулировали главную мысль рассказа?
8 Художественно-изобразительные средства эпитет метафора олицетворение сравнения гипербола
9 Работа в парах «Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка». «Как молния..» - это сравнение. «Закипела битва насмерть». «Кошка не потеряла мужества». Орел покинул поле битвы». Это метафоры. «Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы». Это эпитеты.
10 Тип речи описание Цели: обобщить и расширить представление о таком типе речи как описание; формировать навыки создания текста-описания; формировать желание пользоваться средствами выразительности; развивать у учащихся творческие способности, умение замечать прекрасное в окружающей действительности, навыки говорить и писать об увиденном образно и красиво.
11 Строение текста-описания: 1. Данное – общее представление о предмете. 2. Новое – описание признаков. 3. Оценка действительности – отношение.
12 Напишите сочинение-описание (3 варианта)
13 -Что такое описание? -На какой вопрос отвечает текст- описание? - Как строится описание? -Какие части речи преобладают в описании? -Какие художественные средства используются? - Где используется описание?
14 Тип речи рассуждение Цели: обобщить и расширить представление о таком типе речи как рассуждение; формировать навыки создания текста- рассуждения; формировать умение рассуждать, доказывать, аргументировать, делать выводы; развивать у учащихся умение хорошо мыслить, так как в мысли заключается наше достоинство
15 Как строится текст рассуждение? Как строится текст рассуждение?
18 Работа над языковым оформлением рассуждения. Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует? 1. Слова, с которых можно начать первую часть – тезис: Я считаю.., по моему мнению… 2. Слова, которые используются для связи тезиса и доказательств: докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим. 3. Для аргументации можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих. 4. Слова, которые связывают доказательства и вывод? Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…
19 Задание 1: Найдите доказательство в рассуждении. Соответствует ли оно тезису? 1. Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
20 Задание 2. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. Вариант 1: 1) Моя собака. 2)Зачем мне нужна собака? 3) Как мы однажды с собакой… Вариант 2: 1) Зачем нужно ходить в школу? 2) Мой счастливый школьный день. 3) Как я прогулял уроки. Вариант 3: 1)Как я играл в футбол. 2) Моя любимая игрушка. 3) Почему я люблю играть в футбол?
21 Задание 3. Написать сочинение-рассуждение Вариант 1: Для чего нужно заниматься спортом? Вариант 2: Кого можно считать грамотным? Вариант 3: Какую пользу приносит чтение книг?
22 Используемые ресурсы: 1.В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, html 4.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.