Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтепан Скрозников
1 Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы «Этикет в игре»: «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ» Составила: педагог дополнительного образования первой категории Лабецкая Галина Юрьевна Р.п.Красные Баки 2012 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» р.п.Красные Баки Нижегородской области
2 «Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени» Ф.Честерфильд
3 I. Пояснительная записка. Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, дети растут капризными и жадными, драчливыми и непослушными. Что делать? Ведь «золотые правила» поведения не вставить в рамочку, чтобы ими любоваться и повторять по нескольку раз в день. Больше пользы будет от программы, которая не мораль читает, а разговаривает с ребенком на равных.
4 Дополнительная образовательная программа «Этикет в игре»разработана на 2 года обучения, для детей с 7 лет, имеет социально- педагогическую направленность. С 2010 года программа является авторской, получила экспертное заключение Методического экспертного совета НИРО.
5 1.1. Актуальность Актуальность программы заключается в необходимости развивать культуру общества. Программа «Этикет в игре» актуальна сейчас, так как хорошие манеры, культура общения и поведение становятся внутренней потребностью каждого обучающегося. Раздел «Хорошие манеры» изучается на первой ступени обучения этикету после темы: «Введение». Знание о хороших манерах пронизывает все разделы программы, являясь ее фундаментом.
6 1.2. Значение раздела в программе «Этикет в игре» Повышение культурного уровня Обучение детей правильному поведению в социуме. Воспитание положительных качеств Знакомство с этикетными выражениями
7 Цели и задачи раздела Триединая цель Обучение хорошим манерам воспитательная познавательная развивающая Воспитание положительных качеств: вежливости, тактичности, милосердия, доброты. Развитие хороших манер у обучающихся
8 Психолого-педагогическое обоснование Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В этом возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники. Учитывая возрастные особенности маленьких детей необходимо, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.
9 Ожидаемые результаты освоения раздела программы Умение формулировать понятия Вежливость. Тактичность. Пунктуальность. Скромность. Услужливость, «Хорошие»- «Плохие» манеры и др.. Знакомство с различными формами приветствия у разных народов. Порядок представления при знакомстве. Формирование доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам (в том числе коммуникативных и информационных умений). Умение самостоятельно выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь), способность творчески решать проблемные ситуации.
10 Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся. В работе по данному разделу я использую следующие педагогические технологии: -личностно –ориентированные и развивающие технологии (развитие познавательных способностей обучающегося, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка); -информационно-коммуникационные (привлечение и применение ресурсов ТСО, интернет при подготовке к занятиям, мероприятиям; применение шаблонов Drang and Drop; Xara 3D; гиперссылок, триггеров;шаблона «Листание»);
11 -игровые технологии ( наличие сценариев игры, ролевых. ситуационных игр, элементов занимательности, где происходит управление эмоциональным напряжением, предполагаемыми результатами); -технология развития коммуникативного мышления(развитие позитивной направленности мышления обучающихся, настрой и восприятие окружающего мира, на доброе отношение к себе, к людям и миру в целом); -проблемное обучение(вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов).
12 Методы обучения: В качестве активизирующих методов обучения используются: разные формы бесед, викторины, проблемные ситуации, игровые методы, метод создания на занятиях ситуаций занимательности и др. Формы обучения: Индивидуальная, Парная, Групповая, Коллективная. Формы организации деятельности: Учебное занятие Занятие-игра Викторина Кроссворд Конкурс Занятие-сказка
13 Система знаний Этикет – не догма, не свод мертвых правил. Это вечные ценности, при условии овладения которыми, человек может ощутить себя полноправной частицей цивилизованного мира. В работе кружка и, в частности, по разделу программы «Хорошие манеры» этикет рассматривается как важнейший компонент образования, свод правил хорошего тона: его изучение способствует расширению и углублению знаний многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии В школе- это русский язык, литература, история, технология и т.д. Этикет относится к социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования.
14 Познавательная деятельность Использование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять,, наблюдать. Преобразующая деятельность Умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в различных ситуациях, использование техники выбора, способов поиска решения проблем. Общеучебная деятельность Деятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска информации по этикету, работа с литературой, организация работы в группе, использование метода взаимооценки. Самоорганизующая деятельность Умение анализировать свое поведение, оценивать промахи и ошибки, развивать в себе коммуникативные способности, использовать метод «самооценки». Виды деятельности
15 Учебно-тематическое планирование по разделу «Хорошие манеры» Раздел «Хорошие манеры всеготеорияпрактика 1. Знакомство и приветствие. 20,51,5 2. Достоинства воспитанного человека 10,5 3.«У меня лучшие на свете манеры» 10,5 ИТОГО:41,52,5 Данный раздел программы входит в учебно-тематический план 1 года обучения, но данная тема является фундаментом всей дополнительной образовательной программы.
16 Структура содержания раздела образовательной программы Тема. Хорошие манеры. -Знакомство и приветствие. Знакомство на основе сказок «Золушка», «Метелица», «Карлсон», «Сказка о золотой рыбке». Формы приветствия у разных народов. Порядок представления при знакомстве. Практическая работа: викторина на тему знакомства. -Достоинства воспитанного человека. Вежливость. Тактичность. Пунктуальность.Скромность. Услужливость. Как отблагодарить за услугу? Практическая работа: опиши черты характера воспитанного человека, своего друга (кроссворд). -«У меня лучшие на свете манеры». Привычка- вторая натура. Хорошие манеры. Какие черты характера затрудняют общение между людьми? Что такое плохие манеры? Когда грустят волшебники? Практическая работа: викторина «У меня самые лучшие на свете манеры».
17 Подготовка к занятию: Учет возрастных особенностей обучающихся (слабое развитие абстрактного мышления) изучаемые явления раскрываются на эмпирическом уровне: от наблюдения к выдвижению выводов основное средство обучения - игровые ситуации развитие коммуникативного мышления умение делать выводы, заключения развитие дедуктивного мышления обучающегося
18 Разработка занятия по разделу Раздел программы: Хорошие манеры. Тема занятия: Знакомство и приветствие. Цель занятия: Знакомство обучающихся с основными правилами знакомства и приветствия. Задачи: Обучение детей правильному подбору форм знакомства и приветствия в различных жизненных ситуациях; Расширение знаний о хороших манерах; Воспитание вежливости в речи и поступках. Тип занятия- обучающее занятие-игра Оборудование и материалы: русские народные сказки, карточки с ситуациями, мультимедийная установка, презентация.
19 Этапы проведения урока 1. Организационный момент. 1 мин. - проверка по журналу присутствующих. -объяснение темы и хода занятия. 2. Повторение пройденного материала 3 мин. 3. Теоретический материал занятия: 7 мин. Знакомство детей с основными правилами поведения, приветствия и знакомства на основе сказок «Золушка», «Метелица», «Карлсон», «Сказка о золотой рыбке». Порядок представления при знакомстве. 4. Практическая работа. 30 мин. Обыгрывание форм приветствия у разных народов. Викторина на тему знакомства «Имена» и «Словарь вежливых слов». 5. Подведение итогов занятия. 4 мин. _____________________________________________________ 45 мин.
20 Пример актуализации знаний Тема:«Знакомство и приветствие» (занятие 1) Повторение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок»( примеры непослушания, незнания правил этикета) Все вы, ребята, знаете сказки «Золушка», «Метелица», «Карлсон», «Сказка о золотой рыбке». Расскажите кратко, о чем эти сказки. А знаете ли вы, что герои этих сказок нарушили правила этикета и с ними произошли разные неприятности? Давайте, вспомним.( Дети рассказывают основное содержание сказок. Замечают ошибки главных героев и делают выводы о правильном поведении героев сказок, рассказывают другую интерпретацию произведений). А сейчас я буду приглашать к доске по два человека, которые обыграют форму приветствия людей в разных странах. (Дети разыгрывают мини- сценки в соответствии с заданной ситуацией)..
21 -в некоторых индейских племенах принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится. -у японцев 3 вида поклонов :самый низкий, средний- под углом 30 градусов, легкий- 75 градусов. Вот эти формы приветствия:
22 -в Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них. - в Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, трутся носами. -
23 -Австралийские аборигены в знак приветствия начинают танцевать. -Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.
24 « Аукцион приветствий». А сейчас нужно вспомнить и назвать все приветствия, которыми вы пользуетесь ежедневно. Сейчас вспомните и покажите знакомые вам жесты приветствия (рукопожатие, кивок головой, снятие головного убора, махание рукой и т.д.). В конце занятия проведем викторину «Имена» и «Словарь вежливых слов». Нужно закончить фразу вежливым словом: -Зазеленеет старый пень, когда услышит «Добрый…» Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…. Растает даже ледяная глыба от слова доброго… Когда бранят за шалости, говорим: «Прости, …» Если больше есть не в силах, скажем маме мы… И во Франции и в Дании говорят, прощаясь… Всем вам с большой любовью желаю крепкого…
25 Просим учителя зажечь спиртовку -1- Выполнение обучающимся заданных игровых ситуаций Начинаем нагревать пробирку -2- Наблюдаем, что жидкость начинает подниматься -3- После того, как пробирку поместили в холодную воду, жидкость опустилась -4- А здесь мы проверяем как монета то проходит, то не проходит между вбитыми гвоздями Выполнение обучающимся ситуационных заданий
26 Подведем итоги нашей работы. Все вы сегодня очень активно, плодотворно поработали. Узнали много новых слов и жестов знакомства и приветствия. А сейчас каждый из вас методом «Цветопись» подведет итог своей работы на занятии. Подведение итогов занятия методом «Цветопись», мотивируя свой выбор: Работал очень активно, занятие очень понравилось Работал хорошо, занятие понравилось Работал не очень активно, занятие не понравилось.
27 Педагог в свою очередь анализирует работу каждого обучающегося данным методом.
28 Установление логических связей изученных понятий и явлений по теме с помощью кроссворда
29 Одно из вежливых слов, которое нужно произносить как можно чаще.
30 Домашние задания (дифференцированные): Примеры творческих заданий, которые позволяют заинтересовать, увлечь обучающихся этикетом: Составление кроссвордов и ребусов;Составление кроссвордов и ребусов Сочинение сказки о невеже;
31 По горизонтали: По вертикали: 1. Что говорят другу при встрече? 1. Люди, с которыми ты дружишь? 2.Действие, в котором ты признаешься 2. Что кричат, получив «5»? в плохом поступке? 3. Что говоришь, когда просишь извинения? 4. Какая оценка тебя может огорчить? РЕШИ КРОССВОРД ЗДРАВСТВУЙ У Р Р У З Ь Я П Р О Т Д А П РИНАНИЕ
32 После прохождения раздела программы «Хорошие манеры» обучающиеся должны знать и уметь: употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности; правильно вести себя во время беседы; умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты; вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения. Педагогическая целесообразность раздела «Хорошие манеры»программы «Этикет в игре» в том, что она направлена на единство воспитательных и образовательных задач, развитие индивидуально-личностных качеств ребёнка. Программа, в том числе и данный раздел, создана с учетом возрастных особенностей и отвечает потребностям детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте целесообразно закладывать основы вежливости, точности, прививать хорошие манеры, умение культурно вести себя дома, на улице, в общественных местах.
33 Список литературы: Вакса О. «Уроки вежливости» М. «Аст- пресс», 2001 г. Васильева Л. «Азбука вежливости», М. «Педагогика», 1989 г. Вебер Э. «Как знакомиться на вечеринке, в транспорте и даже на улице». М. «Торговый дом Гранд», 1999 г. ж. «Воспитание школьников» г; г. Герасимова В.А.«Классный час играючи» М. Творческий центр,2003 г. Гончарова Н.М. «Этикет и мы» М. «МК- СЕРВИС», 1993 г. ж. «Классный руководитель» г. Лебедева И. А. «Сюжетно-ролевая игра» «Дом», Н.Новгород, 1995 г. Ушаков Н.И, «Этикет», М. издательство «Лукоморье», 2000 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.