Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентин Олейников
1 ПРИЗНАКИ ОТСТАВАНИЯ – НАЧАЛО НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ Презентация для проведения педагогического совета Автор: Батюта Оксана Владимировна Педагог-психолог ГБОУ СОШ 924 Г. Москвы
2 Ученик не может сказать, в чём трудность задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текста и слушании объяснения учителя.
3 Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников… Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
4 Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
5 Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
6 Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
7 Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
8 ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
9 Внутренние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития: а) дефекты органов чувств; б)соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; г)психологические отклонения.
10 Недостатки психического развития личности: а)слабое развитие эмоциональной сферы личности; б)слабое развитие воли; в)отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей. Недостатки воспитанности личности: а)недостатки в развитии моральных качеств личности; б)недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в)недостатки в трудовой воспитанности
11 Внешние по отношению к школьнику Недостатки образования личности: а)пробелы в знаниях и специальных умениях; б)пробелы в навыках учебного труда. Недостатки опыта влияний школы: а)недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б)недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.). Недостатки влияний внешкольной среды: а)недостатки влияний семьи; б)недостатки влияний сверстников; в)недостатки влияний культурно-производственного окружения
12 ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТСТАВАНИЙ УЧАЩИХСЯ
13 Наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи. Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение. Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе её протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
14 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
15 Наличие пробелов в навыках учебно- познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
16 ТИПЫ НЕУСПЕВАЮЩИХ
17 Первый тип Причина неуспеваемости лежит в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, но вместе с тем характеризуется положительным отношением к учёбе. Чтобы справиться с трудностями, эти учащиеся выбирают разные пути.
18 Один из них заключается в том, что учащиеся чаще занимаются практической деятельностью, с нею они связывают свою будущую профессию, сохраняя при этом обычные формы взаимоотношений с товарищами и учителями, не завышая самооценки своих возможностей. Эти особенности можно выявить с помощью диагностических методик.
19 Второй тип Учащиеся этого типа характеризуются высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учёбе. Эти дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие.
20 Более широких мотивов деятельности у них нет. Самооценка их обычно неустойчива, работа выполняется небрежно, навыков практически нет. Средства самоутверждения у таких учащихся: грубость, протест, увлечение посторонним делом.
21 Способы поддержания работоспособности детей и учителей
22 Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет их, блокирует осмысление заданий учителя, возникают эффекты насыщения, пресыщения – ребёнок отвлекается, ослабляет напряжённость внимания, объём внимания сужается, наступает торможение и т.д. Чтобы всё это преодолеть нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.
23 Теоретический материал давать небольшими дозами. Чередовать трудный и лёгкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический. Чередование методов и приёмов работы, письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.
24 Чередовать деятельность учащихся и учителя, самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию. Исключить повторы ответов учащихся (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей – законы маятника). Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.
25 Изменение привычной структуры урока – назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей и учителей. Исключение повторения учителем темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приёмов сравнения). Учёт психического состояния детей (настроение выявляется через форму психологической защиты).
26 Список используемых источников Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – Москва, «ОСЬ -89», Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – Москва, «ВЛАДОС»,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.