Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Выготский
1 Обучение приёмам понимания текста на уроках гуманитарного цикла Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» Череповца
2 Содержание Эпиграф. Понимание текста. Модель работы читателя с текстом. Виды информации в художественном тексте. Виды информации в художественном тексте. Социоигровая модель понимания текста. Социоигровые приёмы обучения. Источники.
3 Эпиграф Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин
4 Понимание текста «Для понимания текста нужно не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные ситуации. Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей) является одним из источников мышления» (Л.Доблаев). Разрешение проблемных текстовых ситуаций ведёт к пониманию текста. Понимание в работах современных психологов выступает как познавательный, мыслительный процесс, направленный на раскрытие существенных связей, отношений объектов. «Процесс понимания проходит через ряд гипотез. Этот процесс насыщен поиском неизвестного, существенно нового…Понимание включает в себя выделение основных элементов материала, «смысловых вех», и объединение их в единое целое, в единое поле. На понимание очень сильно влияет предыдущий опыт человека» (Колеченко А.К.).
5 Понимание текста «Понимание – в узком значении – это компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний и применения специальных приёмов…Исследуя понимание в связи с решением задач (проблемных ситуаций), мы можем считать, что основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа. Применительно к обучению школьников он имеет три разновидности: а) учитель задаёт ученику вопросы после прочтения им всего текста, а ученик отвечает на них; б) учитель ставит предварительные вопросы, а ученик ищет на них ответы в процессе чтения; в) ученик сам ставит себе вопросы по ходу чтения и пытается найти на них ответы» (Доблаев Л.П.).
6 Модель работы читателя с текстом I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.
7 Первый этап. Работа читателя до чтения. 1. Знакомство с заголовком «Заголовок – это «входная дверь текста»…Заголовок будоражит весь «личный багаж» человека, актуализируя в уже имеющемся опыте представления…Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, то есть даёт установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.). Формы работы с заголовком Обсуждение заголовка до чтения и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста. Придумывание заголовка к тексту, причём разных типов: вопрос, загадка, символ.
8 Первый этап. Работа читателя до чтения. 2. Роль эпиграфа в тексте «Эпиграфы …берут на себя огромный труд. Прямо или иносказательно, вызывая аналогии или какие-нибудь другие ассоциации, они являются полномочными представителями главной мысли» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).
9 Второй этап. Работа читателя по ходу чтения. 1. Возникновение вопроса Признаком начавшегося процесса, его пусковой фазой является возникновение у человека вопросов. Л.М.Веккер характеризует вопрос как «информацию о дефиците информации». При этом вопрос может быть просто «наведением справки», а может быть проблемным. Возникновение у человека проблемного вопроса создаёт условия, при которых он может сформулировать мыслительную задачу.
10 Второй этап. Работа читателя по ходу чтения. 2. Вероятностное прогнозирование «Читатель сознательно или неосознанно, правильно или неправильно в общих чертах предугадывает, о чём пойдёт речь дальше…Встреча текстовой информации с жизненным опытом читателя приводит к возникновению вероятностного прогнозирования» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).
11 Второй этап. Работа читателя по ходу чтения. 3. Установка Выдвинув определённое предположение, человек ждёт подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание – установка. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой. «Умственные действия, которые мы описали: возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки – всё это заполняет сцепления и составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом. Руслом для протекания диалога является продвижение мысли по тексту – пере центровка…Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия…А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).
12 Второй этап. Работа читателя по ходу чтения. 4. Выделение главной мысли «Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез…Среди операций диалога особенно важную роль играет вопрос, так как он «запускает» другие операции…Прежде всего это скрытые в тексте вопросы, которые дают начало диалогу. Однако научить школьников видеть в тексте эти вопросы – особая и достаточно трудная задача…Следующая группа вопросов связана с формулировкой суждения. Это вопросы которые помогают выделить главную мысль текста, связывают её с заголовком» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М.).
13 Третий этап. Работа читателя после чтения текста. Создание вторичных текстов План, пересказ, тезисы, конспект и тому подобное. Это итог понимания и начало произвольного запоминания.
14 Концепция о видах информации в художественном тексте Фактуальная информация – фабула, описание фактов, событий, места и времени действия, движение сюжета. Эта информация создаёт препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений. Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения. Концептуальность «держит» текст, не даёт ему рассыпаться на факты и рассуждения. Эта информация зачастую не выражена в тексте словами. Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отрезках текста таить в себе скрытый смысл. Подтекстовая информация извлекается из фактуальной и влияет на концептуальную. (И.Гальперин)
15 Виды информации в художественном тексте Фактуальная (фабула) Концептуальная (концепция) Подтекстовая (подтекст) Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная информация. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств ( подтекст).
16 Социоигровая модель понимания текста 1. Обживание Выискивание в новом тексте чего-то знакомого. Блуждания по тексту можно организовать такими заданиями: посчитать, сколько здесь персонажей; какое слово встречается чаще всего; найти самое короткое предложение и т.д. В результате начинает возникать первичное понимание – реконструкция смысла. (В.Букатов)
17 Социоигровая модель понимания текста 2. Поиск странностей Выявление в тексте нелепостей, бессмыслиц; отказ от первичного поверхностного понимания. Взаиморазрешение странностей в собственных версиях смысла текста. Это очередной этап понимания, но не заключительный. (В.Букатов)
18 Социоигровая модель понимания текста 3. Выражение замысла Проверка ученических версий. Свою версию замысла текста нужно воплотить или в чтении вслух, или в инсценировке, или в рисунке и т.д. Чтобы подтвердить свою версию или опровергнуть чужую, приходится неоднократно заглядывать в текст. На каком-то витке возвратов к тексту собственная версия рассыпается, её место занимает новая, но тоже не вечная версия. И так по герменевтическому кругу, пока учитель не оторвёт учеников от книги. (Букатов В.)
19 Социоигровые приёмы обучения Шапка вопросов; детские стихи по ролям; озвучивание иллюстраций; фраза из слов; работа со стихотворением, разрезанным вертикально пополам; рекорд по медленному чтению вслух.
20 Источники Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., Ершов П., Ершова А. и др. Общение на уроке и поведение учителя. – М.,1998. Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников I - XI классов. – М.,1990. Букатов В. Между Сциллой и Харибдой. – Первое сентября, 2001, 43. Букатов В. Тайнопись «бессмыслиц» в поэзии Пушкина. – М., Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. – М., Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998
21 Источники Доблаев Л. Некоторые приёмы работы с учебником. – Советская педагогика, 1970, 12. Доблаев Л. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., Граник Г. Учитель, учебник и школьник. – М., Граник Г. и др. Как учить школьников работать с учебником. – М., Граник Г.и др. Когда книга учит. – М.,1988. Граник Г. и др. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – Проблемы школьного учебника. Выпуск 20. М., Граник Г. и др. Как научить школьников вдумчивому чтению. – Воспитание школьников, 1991, 5, 6, 1992, 5-6. Граник Г. и др. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1993, 5. Граник Г. и др. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
22 Источники Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М., Лингвистика и поэтика. – М., Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.,1982. Зарубина Н.Д. Текст. – М., Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М.,1986. Уэллс Г. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1996, 6. Мучник Б.С. Человек и текст. – М.,1985. Рикёр П. Конфликт интерпретации. Очерки о герменевтики. – М., 1995.
23 Источники Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология. – М., Педагогический контроль в процессе воспитания. – М., Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы. – М., 2007.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.