Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИрина Ламзина
1 Ген дерный подход в обучении и воспитании Калужина Т. Н. учитель математики МБОУ лицей 29 г. Тамбова Калужина Т. Н. учитель математики МБОУ лицей 29 г. Тамбова
2 Из энциклопедии Ге́н дер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Ге́н дер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
3 О природе ген дерных различий Мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному Это положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
4 Социально- психологические факторы Культурные и этические традиции социума формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека
5 Из истории смешанного образования Смешанное образование, зародившееся в западных учебных заведениях в середине 1950-х годов, приблизительно в это же время было внедрено в образование нашей страны В основе этих методик и технологий лежат современные повышенные требования к интеллекту подрастающего поколения и, следовательно, необходимость стимуляции его развития
6 Проблемы смешенного образования большинство методик и технологий совместного обучения рассчитаны на некую среднюю личность – дети, ребенок, ученик пол ребенка школа учитывает только на уроках труда и физической культуры (и то не всегда), вся остальная жизнь протекает в бесполом режиме обучение мальчиков и девочек одного хронологического, но разного психологического (в силу разных сроков созревания) возраста накладывает негативный отпечаток и на культуру их общения
7 Проблемы смешенного образования Деформация социального опыта мальчиков преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии) мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе
8 Проблемы смешенного образования Особенности девочек при совместном обучении чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.
9 Ген дерные особенности мальчиков и девочек В младших классах Весь учебный процесс этого возрастного периода детей отчетливо феминизирован как в образцах поведения (успешные девочки, учительница-женщина) способы подачи материала – подробные повторения, пересказы, переписывание, детализирование, запоминание, характерное для женского типа усвоения нового материала, а также для левополушарных стратегий мышления Мальчики оказываются невольно включены в речевой способ решения практических и школьных задач, который противоречит их нейрофизиологической природе
10 Ген дерные особенности мальчиков и девочек В средней школе С началом занятий физикой, биологией, химией, алгеброй, геометрией мальчики становятся более успешнее в обучении. Мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала, которое зачастую бывает необходимым для девочек. Девочки в средних и старших классах оказываются в ситуации некоторой депривированности, у них ограничено время на понимание и выполнение заданий, они меньше участвуют в обсуждении совместной работы, которые им особенно необходимы для успешной учебы.
11 Противоречия смешанного образования между содержанием и формами обучения образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам, особенно в начальной школе
12 Организация экспериментальной работы по ген дерному образованию В эксперименте участвовали школьники начальных и средних классов в возрасте от 7 до 11 лет; всего 770 детей (в т.ч. 265 мальчиков и 255 девочек в раздельных классах и 250 детей в смешанных контрольных классах той же и другой средней школ г. Тулы). Длительность эксперимента – пять лет.
13 Организация экспериментальной работы по ген дерному образованию Форма преподавания - классно-урочная Приемы и методы обучения – инновационные, с учетом ген дерных особенностей развития, социализации и формирования личности
14 Организация экспериментальной работы по ген дерному образованию Приемы и методы работы на уроках в классах мальчиков Высокий темп подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала Работа на уроке строилась в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений
15 Приемы и методы работы на уроках в классах мальчиков Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала проводилось после практической работы, то есть через опыт В работе с мальчиками оказались целесообразными дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, «включение » положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления Использовались групповые формы работы с обязательной сменой лидера Оценка полученных результатов в дискуссиях, то есть вербальных результатов, могла быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной
16 Приемы и методы работы на уроках в классах девочек Размеренный темп урока Предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения Объем и разнообразие нового материала дозировались, использовались и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил и последующим обучением применению их на практике оказались высокопродуктивными методами
17 Приемы и методы работы на уроках в классах девочек Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению Использование большого количества наглядного материала, обучение с опорой на зрительную память Групповые формы работы: акцент должен быть сделан на взаимопомощь Любая выполненная работа девочек требовала эмоциональной оценки с обозначением перспективы
18 Наблюдаемые результаты Познавательное развитие: память, внимание, мышление на момент окончания учебного года оказывается выше Эмоциональная сфера: уровень эмоциональной напряженности и тревожности относительно благополучный у 90% и 82 % детей Мотивационная сфера: в условиях раздельного обучения у 90% и 96 % учащихся преобладают мотивация содержанием и процессом обучения, в то время как в совместных контрольных классах этот показатель – 52%. Личностные качества: раздельное обучение с периода начальных классов положительно сказывается и на оценке учителями личностных качеств учащихся Взаимоотношения: количество учащихся, имеющих высокий личностный статус в своем классе возрастает при раздельном обучении по сравнению со смешанным и, следовательно, увеличивается количество межличностных связей как среди мальчиков и девочек, так и между ними
19 Роль учителя Задача: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности Задача: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности
20 Литература Козловская Г.В. Состояние психического здоровья детского населения // Журн. социальной психиатрии С. 22–25; Козловская Г.В. Психологическое здоровье детей – социальная проблема страны // Вестник педагогики С. 42–47 Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб., 2000; Еремеева В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в начальной школе // Сборник материалов 29-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб., С. 179–188. Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992; Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклады Академии наук С. 42–48; Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. М., Еремеева В.Д. Нейропсихологические основы индивидуальных особенностей письменной речи // Сборник материалов 30-й межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов. СПб, С. 40–45; Еремеева В.Д. Нейропсихологические аспекты эффективности работы педагога. СПб., 2002.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.