Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПотап Поздеев
1 Летописные уроки истории. «Повесть о разорении Рязани Батыем» и её глубинный смысл Урок литературы в 7 классе по технологии Б.С. Дыхановой учитель МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Сорокина Ирина Тимофеевна учитель МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Сорокина Ирина Тимофеевна
2 Никольский собор, где создавалась «Повесть…»
3 Рукопись «Повести…»
4 Хан Батый
5 Словарная работа по тексту: Послов непутёвых – какое отношение к слову «путь» имеет такое определение? Послов непутёвых – какое отношение к слову «путь» имеет такое определение?
7 Как утолить нечестивца дарами – в каком значении употреблён глагол и существительное «нечестивца»? Как утолить нечестивца дарами – в каком значении употреблён глагол и существительное «нечестивца»?
8 Один из пестунов – от какого старинного глагола образовано существительное «пестун? Состоит ли в родстве со словом «пастух»? Чем занимались пестуны в княжеских семьях? Один из пестунов – от какого старинного глагола образовано существительное «пестун? Состоит ли в родстве со словом «пастух»? Чем занимались пестуны в княжеских семьях?
9 Непреоборимы – разберите по составу и определите, какую смысловую роль играют отрицательная частица и приставки. Непреоборимы – разберите по составу и определите, какую смысловую роль играют отрицательная частица и приставки.
10 Один рязанец бился с тысячей, а два с тьмою - равнозначна ли здесь «тьма» «темноте»? А есть ли здесь одинаковая смысловая подоплёка? равнозначна ли здесь «тьма» «темноте»? А есть ли здесь одинаковая смысловая подоплёка?
11 Удальцы и резвецы рязанские - определите по семантике корней, одни отличались от других. определите по семантике корней, одни отличались от других.
12 Сие всё навел Бог грех ради наших - определите число и падеж существительного «грех». Найдите подсказку, что все это значит, в самом тексте. определите число и падеж существительного «грех». Найдите подсказку, что все это значит, в самом тексте.
13 Без милосердия - как образовано и что означает существительное? как образовано и что означает существительное?
14 Хотел уврачевать его от тех ран и к своей вере склонить - Каким современным словом можно заменить глагол «уврачевать»? А в чём смысл выражения «к своей вере склонить»? Найдите слова- родственники к глаголу. Каким современным словом можно заменить глагол «уврачевать»? А в чём смысл выражения «к своей вере склонить»? Найдите слова- родственники к глаголу.
15 Второй страстотерпец Стефан - как образовано существительное «страстотерпец»? как образовано существительное «страстотерпец»? что оно означает? что оно означает?
16 Со снохами - Кого из членов русской семьи так называли? Кого из членов русской семьи так называли? Послал шурича своего – кого в русской семье так называли? Послал шурича своего – кого в русской семье так называли?
17 Зловерного - верного чему? верного чему? Возбоялись – чем отличается от «испугались», «побоялись»? Возбоялись – чем отличается от «испугались», «побоялись»?
18 Орган звучащий - какое значение это выражение имеет в контексте? какое значение это выражение имеет в контексте? никем не блюдомые – имеет ли отношение последнее слово к блюду (посуде)? никем не блюдомые – имеет ли отношение последнее слово к блюду (посуде)?
19 Чашу испили смертную - какой смысл имело слово «чаша» в древней Руси и каково значение образа чаши? какой смысл имело слово «чаша» в древней Руси и каково значение образа чаши?
20 Примечание: Чашами назывались особые сосуды круглой формы, с рукоятками, кольцами или скобами, иногда очень тяжелые и ёмкие. Чашами назывались особые сосуды круглой формы, с рукоятками, кольцами или скобами, иногда очень тяжелые и ёмкие. Но вообще под эти названием подразумевали пропорцию выпиваемого собеседниками вина в честь кого-нибудь или за чьё-либо здоровье. Существовали «богородицы на чаша», «государева чаша», «патриаршая чаша». Символ «испить из чаши жизни» появился в литературе и закрепился в многочисленных метафорах. Но вообще под эти названием подразумевали пропорцию выпиваемого собеседниками вина в честь кого-нибудь или за чьё-либо здоровье. Существовали «богородицы на чаша», «государева чаша», «патриаршая чаша». Символ «испить из чаши жизни» появился в литературе и закрепился в многочисленных метафорах.
21 Лица ваши потемнели от тления - Связаны ли по смыслу слова «тление» и «тлеть» (свеча еле тлеет»? Связаны ли по смыслу слова «тление» и «тлеть» (свеча еле тлеет»?
22 Сетование - состоит ли это существительное в родстве со словом «сеть» (сеть рыбака»)? состоит ли это существительное в родстве со словом «сеть» (сеть рыбака»)?
23 Сила изнемогает - Что означает в древнерусском контексте такое выражение, сохранилась ли эта синтаксическая конструкция в современном языке? Что означает в древнерусском контексте такое выражение, сохранилась ли эта синтаксическая конструкция в современном языке?
25 Вопросы к тексту: Каковы предпосылки поражения русских? В чем была ошибка русичей, обессилевшая их? Каковы предпосылки поражения русских? В чем была ошибка русичей, обессилевшая их? В чем же именно «нечестивость» противника? В чем же именно «нечестивость» противника? Какая просьба Батыя вызвала особый гнев Федора Юрьевича Рязанского и почему? Какая просьба Батыя вызвала особый гнев Федора Юрьевича Рязанского и почему?
26 Чем ответил Батый на непокорство русского князя и как это его характеризует? Чем ответил Батый на непокорство русского князя и как это его характеризует?
27 Как изображены женские характеры?
28 О чём свидетельствуют поступки героинь? О чём свидетельствуют поступки героинь? Каково значение всеобщего плача? Каково значение всеобщего плача?
29 Примечание: Причитания по усопшем, вытьё, голошение были приняты на Руси в дни похорон и поминовения. Всеобщий плач имел вид определённого обряда как печальная «песнь потери», когда одна или несколько плакальщиц припадали к гробу или могилам, выражая в распевном речитативе всеобщее горе. Причитания по усопшем, вытьё, голошение были приняты на Руси в дни похорон и поминовения. Всеобщий плач имел вид определённого обряда как печальная «песнь потери», когда одна или несколько плакальщиц припадали к гробу или могилам, выражая в распевном речитативе всеобщее горе.
34 Выражаю огромную благодарность автору технологии Берте Сергеевне Дыхановой, профессору филологии Воронежского государственного педагогического университета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.