Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.sigma-econ.ru
1 Конкурентная политика в период кризиса ШАСТИТКО А.Е., Генеральный директор фонда «Бюро экономического анализа», д.э.н., профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, АВДАШЕВА С.Б., Профессор ГУ-ВШЭ, д.э.н. X Международная конференция по проблемам развития экономики и общества: 7-9 апреля 2009 года, Москва
2 Вопросы 1.Конкурентная политика: компоненты и место в стратегиях социально-экономического развития 2.Воздействие кризиса на конкуренцию 3.Роль конкуренции в условиях кризиса: спросим покупателей 4.Конкуренция и (анти-) конкурентная политика в условиях кризиса 5.Инструменты защитной конкурентной политики: правильно ли выбран объект? 6.Ориентиры конкурентной политики в условиях кризиса: сохранение надежды на элементы модернизации
3 Конкуренция и стратегии развития По состоянию на 2008 год (до начала кризиса) –конкурентный порядок только на мировом рынке совместим со стратегией инерцией и рантье; –модернизация требует конкурентного порядка После того, как кризис начался, скорее всего: –на роль конкуренции влияет выбор между стратегиями мобилизации и модернизации; –стратегии рантье и инерции недоступны Следовательно, вопрос о политике в области конкуренции стоит «более конкретно».
4 Конкурентная политика: определение и место в стратегиях социально-экономического развития Активные методы КП: - устранение/ снижение административных барьеров, - снижение или отмена таможенно-тарифных ограничений на пути импорта, - обеспечение доступа новых участников к естественно- монопольным видам деятельности в ходе реформы регулирования (дерегулирования) - усиление защиты прав собственности и контрактных прав, - снижение издержек выхода из бизнеса – прекращения деятельности и закрытия предприятия Защитные методы КП: - пресечение/предупреждение ограничений конкуренции - антикоррупционное законодательство - законодательство о государственной службе
5 Конкуренция и реакция на кризис Конкуренция = модель стратегического взаимодействия Интенсивная конкуренция: повышение спроса приводит к преимущественному расширению продаж, а снижение спроса – к преимущественному снижению цены Слабая конкуренция: повышение спроса приводит к преимущественному росту цены, а снижение спроса – к преимущественному уменьшению продаж Жесткость цен в сторону понижения (которую невозможно объяснить жесткостью цен на ресурсы)
6 Влияние поведения участников рынка на состояние конкурентной среды Предпосылки: - спрос на рынке однородной продукции описывается зависимостью Q d (P) - на рынке действуют n идентичных продавцов с издержками на единицу выпуска c. - продавцы взаимодействуют на рынке бесконечное число раз. - дисконтирующий множитель составляет - «стратегия руки, дрожащей на курке» (trigger strategy). Интерпретация: Следование стратегии «руки, дрожащей на курке», означает стремление к «жестким ценам» (= согласованному повышению цен) без какой бы то ни было предварительной договоренности.
7 Вероятность входа на рынок Чем выше вероятность входа новичка на рынок, тем выше граничное значение дисконтирующего множителя, обеспечивающее поддержание молчаливого сговора.
8 Изменения спроса Чем ниже темпы роста прибыли, тем выше граничное значение дисконтирующего множителя, обеспечивающее поддержание молчаливого сговора. Соответственно, молчаливый сговор сложнее поддержать на рынке со снижающимся спросом
9 Государственная поддержка при снижении спроса Пусть при отрицательном изменении прибыли государство компенсирует продавцам долю Прямая поддержка государства препятствует снижению стимулов к следованию стратегии молчаливого сговора
10 Изменение модели стратегического взаимодействия в результате экзогенных факторов изменение субъективного дисконтирующего множителя (+) вероятность входа на рынок (-), снижение ограничений мощности по сравнению с емкостью рынка (?) роль инноваций на рынке (?) вероятность входа на рынок (?) тенденции изменения спроса (+), государственная поддержка при снижении спроса (-)
11 Спросим покупателей: изменение цен на основные продовольственные товары в августе-ноябре 2008 г., Россия и страны ЕС-27. На графике показано количество стран, где прирост цен за период превышал соответствующий показатель для РФ.
12 Анти-конкурентная политика в условиях кризиса Повышение импортных пошлин и нетарифных ограничений Компенсация убытков компаний (для участника молчаливого сговора делает отклонение от него еще менее привлекательным) Пакет антикризисных мер почти не содержит мер конкурентной политики ни в качестве базовых, ни в качестве компенсирующих
13 Выбор объекта конкурентной политики: действительно ли достаточна охота только за крупной дичью?
14 Выводы - рекомендации Актуальность конкурентной политики в период спада не снижается, а растёт. При этом безусловным приоритетом обладают методы активной конкурентной политики, воздействующие на стимулы участников рынка ex ante, а не пытающиеся скорректировать последствия их действий ex post Необходимо возобновление работы по устранению административных барьеров с последующим переходом к полномасштабной реформе регулирования Необходима ревизия используемой модели таможенно- тарифного регулирования (хотя бы какой-то прогноз воздействия на конкуренцию и рынки) Пересмотр объемов и принципов предоставления выборочной государственной поддержки
15 Поиск партнеров по коалиции в поддержку конкуренции По отраслевому принципу – сложно найти: скорее всего, нет такой отрасли, где участники не поддержат хотя бы одно направление политики, существенно ограничивающее конкуренцию. Может быть, импортеры? По размеру? Новые участники («газели») По месту в социальной структуре? Средний класс Инноваторы в органах государственной власти Некоторые меры конкурентной политики смыкаются с мерами социальной политики –поддержка мелких производителей, в том числе сельскохозяйственных (бесприбыльное посредничество); –поддержка малообеспеченных.
16 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.