Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемkdc.ucoz.ru
2 Рынок труда России
3 Отечественный рынок труда в значительной степени разбалансирован. Причем это относится ко всем его срезам - региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою разветвленность, не образует целостной системы.
4 В первые пореформенные годы одной из наиболее сложных задач была задача перераспределения рабочей силы, занятой на несостоятельных предприятиях. В интересах ее решения государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, сняло формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Поэтому среднегодовая численность занятых в экономике постепенно изменялась.
5 Выделение направлений государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда.
6 Во-первых, неблагоприятной демографической ситуацией. Предыдущее десятилетие отмечено повышением предложения рабочей силы: численность трудоспособного населения увеличилась с 83,7 млн. человек в 1993 г. до 90,1 млн. человек в 2004 г.
7 В предыдущие годы существенным фактором увеличения численности населения являлась миграция. Однако в настоящее время она существенно сократилась и составляет только 0,1%.
8 Во-вторых, низким качеством национальной рабочей силы. Качественная структура российской рабочей силы в целом уступает западной. Так, в начале 90-х годов соотношение долей занятых преимущественно умственным трудом и преимущественно физическим трудом у нас составляло приблизительно 40 : 60, тогда как в США, к примеру, 58 : 42 (1995 г.).
9 Включение России в мирохозяйственные процессы сделало очевидными низкую культуру отечественного труда, недостаточную профессиональную подготовку (которая адекватна преобладающему в стране технологически устаревшему производству), разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда.
10 Ярко выраженная тенденция увеличения количества лиц с высшим профессиональным образованием (доля граждан, имеющих высшее профессиональное образование, в экономически активном населении за гг. повысилась с 17,6% до 25,8%) не связана с экономическим ростом на основе технологической модернизации. То, что более половины выпускников вузов работают не по специальности, свидетельствует о несоответствии предложения спросу на квалифицированные кадры.
11 В-третьих, слабой мобильностью рабочей силы. Учитывая масштабы территории, она порождает существенные региональные различия - избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку в других.
13 В-четвертых, неэффективной занятостью населения. При сокращении ВВП в гг. на 41,5% численность занятых уменьшилась всего на 15,3%. Показателем неэффективной занятости является неполная занятость (работающие в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации или находившиеся в вынужденных отпусках). Превышавшая в гг. 12 млн. человек, в настоящее время она снизилась до 3 млн.
14 Преобладающая в настоящее время безработица, вопреки расхожему представлению о ней, - в основном синеворотничковая. В 1994 году. 63% безработных составляли рабочие. Среди специалистов безработными были 20,5%. В 1996 году. среднее общее или специальное образование имели 70% безработных, высшее - 8,3%, не закончили среднюю школу около 20%. Спрос на дефицитные рабочие профессии во многих отраслях не удовлетворен и сегодня.
15 В-пятых, незначительной долей занятых в малом бизнесе. Мировой опыт свидетельствует, что именно он является главным резервом создания новых рабочих мест и важным источником повышения жизненного уровня населения. В нашей стране только 11% ВВП производится предприятиями малого бизнеса (на Западе этот показатель - не менее 60%).
16 Современное положение на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста.
17 Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать как минимум пять основных подпрограмм: стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики; создание общественных работ для безработных; содействие найму; социальная поддержка безработных; регулирование международной миграции кадров. При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.