Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаксим Фомин
1 Основные нарушения допускаемые банками при кредитовании населения и меры, принимаемые Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области для их пресечения Руководитель Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Бусырев Сергей Александрович к.м.н.
2 Динамика обращений потребителей в сфере оказания финансовых услуг
3 Основные причины обращений потребителей получение потребителями уведомлений об увеличении процентных ставок по кредитам; получение потребителями уведомлений об увеличении процентных ставок по кредитам; списание банками денежных средств со счетов потребителей за услуги, на оказание которых они не давали согласия (страхование, «SMS- информирование», нотариальное оформление) списание банками денежных средств со счетов потребителей за услуги, на оказание которых они не давали согласия (страхование, «SMS- информирование», нотариальное оформление) предоставление не понятной для потребителей информации о сумме минимального платежа при кредитовании по кредитной карте; предоставление не понятной для потребителей информации о сумме минимального платежа при кредитовании по кредитной карте; начисление несоразмерно больших штрафов (пеней, неустойки) за просрочку погашения кредита. начисление несоразмерно больших штрафов (пеней, неустойки) за просрочку погашения кредита.
4 Структура полномочий применяемых Управлением
5 Основные нарушения потребительского законодательства, допускаемые банками Основные нарушения потребительского законодательства, допускаемые банками взимание дополнительных комиссий- 100 % взимание дополнительных комиссий- 100 % навязывание услуг обслуживания банковского счета, страхования, «SMS- информирования»- 84%; навязывание услуг обслуживания банковского счета, страхования, «SMS- информирования»- 84%; отсутствие у потребителя права выбора подсудности- 79% отсутствие у потребителя права выбора подсудности- 79% увеличение кредитной организацией процентных ставок по кредитам, изменение тарифов без согласования с потребителем- 63% увеличение кредитной организацией процентных ставок по кредитам, изменение тарифов без согласования с потребителем- 63% не предоставление необходимых сведений об условиях оказания услуг по кредитованию- 42%; не предоставление необходимых сведений об условиях оказания услуг по кредитованию- 42%;
6 Основные нарушения по включению в договор потребительского кредитования условий ущемляющих права потребителей обуславливание предоставления кредита оказанием услуг по открытию и ведению банковского счета; обуславливание предоставления кредита оказанием услуг по открытию и ведению банковского счета; обуславливание предоставления кредита обязательным страхованием жизни и здоровья клиента в определенных банком страховых организациях обуславливание предоставления кредита обязательным страхованием жизни и здоровья клиента в определенных банком страховых организациях взимание комиссий за открытие и ведение ссудного счета, комиссии за предоставление кредита и т.п. взимание комиссий за открытие и ведение ссудного счета, комиссии за предоставление кредита и т.п. увеличение кредитной организацией процентных ставок по кредитам и тарифов без согласия клиента увеличение кредитной организацией процентных ставок по кредитам и тарифов без согласия клиента
7 Основные нарушения по включению в договор кредитования с ипотекой условий ущемляющих права потребителей заключение соглашений с заемщиком на бесспорное списание средств со счетов открытых в других банках заключение соглашений с заемщиком на бесспорное списание средств со счетов открытых в других банках моментом исполнения обязательства банки считают день списание средств со счета, а не их внесение потребителем в кассу, либо на счет банка моментом исполнения обязательства банки считают день списание средств со счета, а не их внесение потребителем в кассу, либо на счет банка одностороннее внесудебное изменение очередности погашения задолженности по договору одностороннее внесудебное изменение очередности погашения задолженности по договору обуславливание предоставления кредита обязательным страхованием жизни и здоровья заемщика, титула в определенных банком страховых организациях обуславливание предоставления кредита обязательным страхованием жизни и здоровья заемщика, титула в определенных банком страховых организациях
8 Меры административного и гражданско- правового воздействия, принимаемые Управлением вынесено 19 постановлений о привлечении к адм. ответственности сумму 210 тыс руб вынесено 19 постановлений о привлечении к адм. ответственности сумму 210 тыс руб Дано 11 заключений в судах с целью защиты прав потребителей Дано 11 заключений в судах с целью защиты прав потребителей Подан 1 иск в защиту неопределенного круга лиц. Иски удовлетворены. Подан 1 иск в защиту неопределенного круга лиц. Иски удовлетворены. Подано 2 иска от имени Управления в защиту прав конкретных потребителей. Освещение в 2009 г в СМИ деятельность Управления -14 раз Подано 2 иска от имени Управления в защиту прав конкретных потребителей. Освещение в 2009 г в СМИ деятельность Управления -14 раз В адрес банков в порядке досудебного урегулирования спора направлены Предложения о досудебном урегулировании спора. В результате более 10 млн. рублей, находящихся на вкладе, возвращено населению без комиссий и задержек. В адрес банков в порядке досудебного урегулирования спора направлены Предложения о досудебном урегулировании спора. В результате более 10 млн. рублей, находящихся на вкладе, возвращено населению без комиссий и задержек.
9 Результаты надзора за соблюдением потребительского законодательства при предоставлении финансовых услуг признание (судами, банковским сообществом) факта распространения норм потребительского законодательства на отношения складывающиеся между банками и гражданами; признание (судами, банковским сообществом) факта распространения норм потребительского законодательства на отношения складывающиеся между банками и гражданами; признание (банковским сообществом) полномочий Роспотребназора по надзору за соблюдением прав потребителей при оказании финансовых услуг; признание (банковским сообществом) полномочий Роспотребназора по надзору за соблюдением прав потребителей при оказании финансовых услуг; предоставление потребителям до заключения договора сведений о полной сумме кредита и графике платежей; предоставление потребителям до заключения договора сведений о полной сумме кредита и графике платежей; значительное сокращение случаев направления банковских карт по почте и их активации по телефону; значительное сокращение случаев направления банковских карт по почте и их активации по телефону; пресечение одностороннего изменения банками условий договоров (процентных ставок, тарифов и т.п.); пресечение одностороннего изменения банками условий договоров (процентных ставок, тарифов и т.п.); формирование судебной практики о признании недействительными условий договоров, ущемляющих права потребителей, возмещении убытков, морального вреда. формирование судебной практики о признании недействительными условий договоров, ущемляющих права потребителей, возмещении убытков, морального вреда.
10 Структура тематик обращений потребителей до кризисного периода кризисный период
11 Тенденции в деятельности банков в условиях экономического кризиса одностороннее увеличение банками процентных ставок, тарифов без согласования с потребителями; одностороннее увеличение банками процентных ставок, тарифов без согласования с потребителями; массовое введение гражданам, имеющим банковские карты, дополнительных возмездных услуг: страхование, «SMS-информирование» без согласования с потребителями; массовое введение гражданам, имеющим банковские карты, дополнительных возмездных услуг: страхование, «SMS-информирование» без согласования с потребителями; взимание комиссии за выдачу денежных средств со вклада; взимание комиссии за выдачу денежных средств со вклада; нарушение сроков выдачи вкладов; нарушение сроков выдачи вкладов; не предоставление полной информации о процентной ставке по кредиту, комиссиях, сумме, подлежащей выплате потребителем при кредитовании. не предоставление полной информации о процентной ставке по кредиту, комиссиях, сумме, подлежащей выплате потребителем при кредитовании.
12 Проблемы при осуществлении надзорной деятельности отсутствие специального правового регулирования отношений по потребительскому кредитованию, коллекторской деятельности; отсутствие специального правового регулирования отношений по потребительскому кредитованию, коллекторской деятельности; противоречивая судебная практика в разных регионах РФ; противоречивая судебная практика в разных регионах РФ; различное толкование судами момента исчисления срока давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст КоАП РФ (включение в договор условий носит длящийся характер, либо совершается в момент подписания договора) различное толкование судами момента исчисления срока давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст КоАП РФ (включение в договор условий носит длящийся характер, либо совершается в момент подписания договора)
13 Предложения принять активное участие общественным организациям, Роспотребнадзору в разработке специального законодательства о потребительском кредитовании, коллекторской деятельности; принять активное участие общественным организациям, Роспотребнадзору в разработке специального законодательства о потребительском кредитовании, коллекторской деятельности; рекомендовать общественным организациям инициировать разработку федеральных и региональных программ, направленных на повышение правовой грамотности населения в сфере кредитования; рекомендовать общественным организациям инициировать разработку федеральных и региональных программ, направленных на повышение правовой грамотности населения в сфере кредитования;
14 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.