Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемольга камоско
1 Доклад на НПК 14 марта 2014 г. Камоско Ольга Яковлевна
2 Музей - важнейший институт образования и культуры. Именно музей является центром сохранения культурного и исторического наследия и формирования культуры. Одновременно он служит местом хранения и передачи знаний, полученных на основе информационного потенциала предмета-подлинника, так и местом образовательной и рекреационной деятельности человека. Актуальность выбранной темы
3 «Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее». Профессор университета д-р Петер Кампитс, Вена, Австрия
4 «Может- ли быть образованный человек не воспитанным?» «А воспитанный человек - не образованным?» Задумайтесь! Да. В тюрьмах сидят и с двумя высшими образованиями !!! Может !!!! При желании он займётся самообразованием.
5 единство целостность общность о б у ч е н и е п р е п о д а в а н и е с а м о в о с п и т а н и е п е р е в о с п и т а н и е ОБРАЗОВАНИЕВОСПИТАНИЕ
6 - питание духовной оси человека образами прекрасного, возвышенного, исторического, культурного и ценного наследия цивилизаций ОСЬПИТАТЬ +
7 НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ Музей (от греч. μουσε ον дом (храм) Муз) – культурно- образовательное, научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию (экспонирование) памятников истории, материальной и духовной культуры. Педагогика (др.- греч. παιδαγωγική искусство воспитания, от πα ς ребёнок и γω веду ) наука о воспитании, обучении и образовании человека. Дословно: Веду ребенка к воспитанию через храм Муз
8 Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Центральное место в музейно- образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса История музейной педагогики
9 Идея Теория диалога культур М.М. Бахтина и Я.С. Библера, в которой музей призван стать местом культурного диалога.
10 Музейная педагогика – это отрасль музееведения. Она оформилась в научную дисциплину, сочетающую в себе элементы музееведения, педагогики и психологии. Утвердившееся в е годы в российском музееведении определение «музейная педагогика» обозначило как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Определение
11 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРА НАУКА ОБРАЗОВАНИЕПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЯ и КРАЕВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
12 Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музейно-образовательного процесса.
13 Воспитание любви к техникуму, уважения к - педагогическому составу; Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность; Формирование разновозрастной совместной деятельности на материале музейной практики; Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Профориентационная деятельность. Задачи музейной педагогики в техникуме:
14 ПЕДАГОГ (от греч. paidagogos - воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.)
15 Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, являются: 1. научить обучающегося видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры; 2. формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; 3. формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; 4. развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; 5. формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
16 Фондовая Экспозиционно-выставочная Профориентационная Организационно-массовая Экскурсионная Поисковая, исследовательская Научно-методическая Издательская Проектно-исследовательская НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
17 комплектование фондов, исследовательская работа, ведение документации: полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов, фото и видеосъёмки, голосовые записи ЧТО ЭТО ДАЁТ? В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация обучающегося поисковика- краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
18 О педагоге который занялся музейной педагогикой впервые в техникуме сейчас и пойдет речь. В 1994 году большую научно исследовательскую работу по поиску исторических данных по истории нашего города и истории техникума провел Олейников Геннадий Яковлевич он подключил к собирательской работе студентов, педагогов и родителей. Результатом коллективной работы стало создание музея. Создав великолепные экспозиции отвечающие духу того времени. С 1995 по 2005 годы Геннадий Яковлевич Олейников руководил краеведческим музеем в техникуме.
19 Экспозиционное направление. Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio изложение, описание.
20 В 2004 году к 40-летнему юбилею техникума Геннадий Яковлевич продолжил работу по поиску исторических данных по истории техникума. Проводились беседы и встречи с бывшими педагогами, поиски в архивах. Были собраны бесценные экспонаты и документы. С научными докладами по исследовательской работе ребята и педагоги выступали на научно-практической конференции техникума. Проводили экскурсии и встречи с первыми переселенцами и ветеранами Великой отечественной войны и ветеранами педагогического труда.
22 После 40-летнего юбилея краеведческий музей решили реорганизовать, создать музей истории техникума. С болью в сердце Геннадий Яковлевич смотрел на разорение своего детища. Фотографии и альбомы он передал на хранение Асташову Виктору Владимировичу. В процессе реорганизации музея, ценные экспонаты были утеряны, некоторые предметы переданы в городской музей на хранение.
23 ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ ИСТОРИИ ТЕХНИКУМА «БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ» В преддверии 50-летия техникума по инициативе директора Галины Ивановны Антоновой на основе собранных фото- документов решили создать музей истории техникума.
24 Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: КУЛЬТУРНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ Ведется на основании экспозиции и включает в себя : музейную педагогику, музейный маркетинг и научно- методическую работу
25 При разработке и проведении мероприятий и культурно- массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы : Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Програмность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ. Проведение занятий требует дифференцированного подхода к обучающимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого студента.
26 Эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются как массовые, групповые, так м индивидуальные. К массовым формам относятся: - театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
27 Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
28 Подготовка к проведению экскурсии
29 РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: Проведение ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ для студентов и школьников
30 Встреча с воинами -интернационалистами
31 выступление студентки 11ХП Жигановой Ксении на НПК города и области. Участие в городских «ЕЛЬЧЕНИНОВСКИХ» И областных «МАШУКОВСКИХ ЧТЕНИЯХ»
32 Обязательным в музее ведется профессиональная ориентация Обязательным в музее ведется профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. система мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
33 информацию о профессиях; информацию о профессиях; совет на этапе выбора профессии; совет на этапе выбора профессии; поддержка и помощь в начале профессионального становления. поддержка и помощь в начале профессионального становления. Подача материала в игровой форме, посредством музея – будет более полезна и интересна !
34 4. Шоу «Научная кулинария или как испечь хлеб со знанием дела» 5. «Академия занимательных наук» -«Наука выживания» - Физика на службе человека 6. Изучение истории Отечества - стендовые доклады: «Участники Чеченской войны», рефераты, встречи с участниками войн, уроки мужества. Культурно-образовательные проекты 1.«Город мастеров». История промыслов, ремёсел в гербах, названиях улиц и площадей. (геральдика и топонимика) 2. Студия творчества «Мастер и подмастерье» профориентационные игры с тематическими станциями. 3. Проведение мастер-классов «Инженерная мысль или научно технический прогресс?» (о юных рационализаторах техникума) Где можно попробовать себя в роли различных ведущих профессий техникума: бухгалтера, коммерсанта, технолога и др.
35 1. ДЛЯ ЧЕГО и ДЛЯ КОГО НУЖЕН МУЗЕЙ? ОТВЕТЫДля кого 1.1. Профориентация (нужен постоянный «поток» свежих сил) Школьники и дошкольники (по программе детский сад- школа-ССУЗ-ВУЗ) 1.2. Образование девиз: «Учиться – интересно! Учиться – с интересом!» Студенты и обучающиеся, и педагогический состав 1.3. Связь поколений Ветераны и молодёжь 1.4. Хранение и учёт. Экспонирование. Музейная работа
36 Музейная педагогика – важное направление в воспитании подрастающего поколения.
37 * Воздействует на систему ценностей учащихся; * Приобщает к истинной культуре, делает их творцами, а не потребителями Музейная педагогика
38 Не быть потребителем, а быть созидателем! Фантазия. Творчество. УСПЕХ!
40 Литература 1. Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум, Москва, НП СТОиК, 2000 г. 2. Кареонов В.А., Фаизова В.К. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие, Саратов, 2002 г. 3. Орешкина Т.Л. Героико-патриотическое воспитание в школе, Волгоград,2007 г. 4. Нагибина А.В. Музей малочисленной школы, ж -л «Практика управления» 11, 2006 г. 5. Троицкий Ю.Л. «Дети пишут историю», ж -л «Преподавание истории в школе» 1, 1999 г. 6. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей», Москва 2001
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.