Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Шибанов
1 Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Выполнила: ученица 7-го класса Санжаева Марина Руководитель: Цыден-Ешиева Светлана Васильевна
2 Цель работы: Исследовать концепт «Петербург» в повестях Н.В Гоголя «Портрет» и «Шинель». Доказать, что город Петербург- это концепт русской литературы 19 века, олицетворяющий идею другой цивилизации, другого мира, в первую очередь Запада, вторгающегося в русский национальный мир.
3 Действие в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей 19 века происходит в Петербурге. Действие в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и других писателей 19 века происходит в Петербурге. Почему этот город занимает пристальное внимание художников слова? Почему этот город занимает пристальное внимание художников слова?
4 1. Петровский табель о рангах 1. Петровский табель о рангах 2. Вся империя в царствование Николая 1 надела мундиры. Шинель и чин определяли место человека в табели о рангах. 2. Вся империя в царствование Николая 1 надела мундиры. Шинель и чин определяли место человека в табели о рангах.
5 В повести «Портрет» (первый вариант-1835, второй- 1842) поднимается проблема творчества: художник Чартков живет в бедном районе города, терпит нужду и голод, «старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду». Гоголь рисует художественное пространство Петербурга, где обитала беднота: «лестницы, облитые помоями и украшенные следами кошек, собак», «передние нестерпимо холодные», комнаты с «мерзнущими окнами» - все свидетельствует о трудном быте. Гоголь рисует художественное пространство Петербурга, где обитала беднота: «лестницы, облитые помоями и украшенные следами кошек, собак», «передние нестерпимо холодные», комнаты с «мерзнущими окнами» - все свидетельствует о трудном быте.
6 Гоголь показывает еще один мир Невского проспекта - мир купленной славы. Гоголь показывает еще один мир Невского проспекта - мир купленной славы. 1. Известность можно купить не заслугами и трудом, а деньгами. 1. Известность можно купить не заслугами и трудом, а деньгами. 2. Живопись из искусства познания становится ремеслом, отношения рисовальщика и заказчика становятся отношениями купли- продажи. 2. Живопись из искусства познания становится ремеслом, отношения рисовальщика и заказчика становятся отношениями купли- продажи. 3.Художник, погнавшись за славой и деньгами теряет свой дар. Чартков сходит с ума и гибнет, уничтожив картины своих талантливых современников. 3.Художник, погнавшись за славой и деньгами теряет свой дар. Чартков сходит с ума и гибнет, уничтожив картины своих талантливых современников. 4. Помрачение разума - традиционная для романтической литературы расплата за преступление, за отход от жизни. 4. Помрачение разума - традиционная для романтической литературы расплата за преступление, за отход от жизни.
7 Во 2 части повести Н.В. Гоголь рассказывает историю портрета, это символ зла, как люди должны противостоять злу, не дать злу проникнуть в свою душу. Зло можно победить духовным подвигом – об этом говорится в финале повести. Петербургские соблазны, образ жизни, «табели о рангах» не смогут отрицательно повлиять на истинного художника-творца, на человека с чистой душой… Во 2 части повести Н.В. Гоголь рассказывает историю портрета, это символ зла, как люди должны противостоять злу, не дать злу проникнуть в свою душу. Зло можно победить духовным подвигом – об этом говорится в финале повести. Петербургские соблазны, образ жизни, «табели о рангах» не смогут отрицательно повлиять на истинного художника-творца, на человека с чистой душой… У Н.В.Гоголя центром Петербурга является Невский проспект, по которому прогуливаются «бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь… здесь вы встретите усы чудные… тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых, легких»- целого нет, есть только вещный мир. У Н.В.Гоголя центром Петербурга является Невский проспект, по которому прогуливаются «бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь… здесь вы встретите усы чудные… тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых, легких»- целого нет, есть только вещный мир. Изобразительные средства языка создают фантастическую картину. Изобразительные средства языка создают фантастическую картину.
8 1. Шинель-отражение петербургского мира, где на первое место выходит ранг, чин, униформа. 1. Шинель-отражение петербургского мира, где на первое место выходит ранг, чин, униформа. 2.«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий». 2.«Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий». 3. Автор рисует нравы в департаменте, где служил главный герой, несправедливыми и жестокими. 3. Автор рисует нравы в департаменте, где служил главный герой, несправедливыми и жестокими.
9 «Капот» Акакия Акакиевича делал его чужим в мире канцелярских чиновников. «Капот» Акакия Акакиевича делал его чужим в мире канцелярских чиновников. Новая шинель помогла Башмачникову войти в мир чиновников. Его встречает в доме столоначальника «шум, говор и толпа людей», герой поднимается по «светлой, ярко освещенной лестнице»- символу блестящего и обманчивого мира. Новая шинель помогла Башмачникову войти в мир чиновников. Его встречает в доме столоначальника «шум, говор и толпа людей», герой поднимается по «светлой, ярко освещенной лестнице»- символу блестящего и обманчивого мира.
10 Петербургские должностные лица не принимают участия в судьбе ограбленного чиновника: будочник отправляет его к квартальному надзирателю, частный надзиратель «вместо того, чтобы обратить внимание на главный пункт дела,…стал расспрашивать…: да почему он так поздно возвращался….» Петербургские должностные лица не принимают участия в судьбе ограбленного чиновника: будочник отправляет его к квартальному надзирателю, частный надзиратель «вместо того, чтобы обратить внимание на главный пункт дела,…стал расспрашивать…: да почему он так поздно возвращался….» Говоря о значительном лице и его системе: «Строгость, строгость и – строгость», Гоголь передает атмосферу николаевского времени. Говоря о значительном лице и его системе: «Строгость, строгость и – строгость», Гоголь передает атмосферу николаевского времени.
11 «Значительное лицо» из повести «Шинель» - обобщающий образ высших государственных чиновников, которые олицетворяют жестокую систему. «Значительное лицо» из повести «Шинель» - обобщающий образ высших государственных чиновников, которые олицетворяют жестокую систему. Раскрытие общественной несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «Петербургских повестях» о двух мирах – мире бедных и богатых, власти и народа. Раскрытие общественной несправедливости было очень большой заслугой Гоголя, рассказавшего в «Петербургских повестях» о двух мирах – мире бедных и богатых, власти и народа. Мир Петербурга антонимичен. Мир Петербурга антонимичен.
12 Заключение 1. Петербург- особый концепт в русской литературе 19 века. Он олицетворял фасадную сторону империи, это Запад, проникший в иной мир. 1. Петербург- особый концепт в русской литературе 19 века. Он олицетворял фасадную сторону империи, это Запад, проникший в иной мир. 2. В художественной литературе он олицетворяет двойственность, городской мир, который русское традиционное сознание не сразу может понять и усвоить. 2. В художественной литературе он олицетворяет двойственность, городской мир, который русское традиционное сознание не сразу может понять и усвоить. 3. Обычный житель Петербурга, «маленький человек» часто становится жертвой каких – то потусторонних, стихийных сил и яростно сопротивляется им. 3. Обычный житель Петербурга, «маленький человек» часто становится жертвой каких – то потусторонних, стихийных сил и яростно сопротивляется им. 4. Все петербургские типы объединены одними свойствами: они не могут существовать вне петербургского художественного пространства. У них раздвоенность в душе, не укоренены в национальную русскую почву, не умеют любить, не имеют близких друзей, становятся «лишними людьми». 4. Все петербургские типы объединены одними свойствами: они не могут существовать вне петербургского художественного пространства. У них раздвоенность в душе, не укоренены в национальную русскую почву, не умеют любить, не имеют близких друзей, становятся «лишними людьми».
13 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.