Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Якушин
1 Тема 1. Транснациональные корпорации как субъект мировой экономики и международного бизнеса
2 Тема 1. Транснациональные корпорации как субъект мировой экономики и международного бизнеса
3 План 1. Предмет, структура и задания курса «Транснациональные корпорации». 2. Корпорации: сущность, преимущества и недостатки, характеристики. 3. Типы корпораций и фазы их развития. 4. Транснациональные корпорации: признаки, сущность, значение.
4 1. Предмет, цели и задания курса «Транснациональные корпорации»
5 Предмет дисциплины – изучение системы взаимоотношений на микро- и макроуровнях, с которыми непосредственно связана деятельность транснациональных корпораций.
6 Цель дисциплины: формирование системы теоретических знаний и получение практических навыков в области анализа деятельности современных корпораций, механизма их функционирования, проблем развития в условиях глобализации.
7 Задание дисциплины: формирование знаний сущности ТНК, содержания и масштабов их деятельности, эволюции и особенностей взаимодействия ТНК и национальных экономик. формирование знаний сущности ТНК, содержания и масштабов их деятельности, эволюции и особенностей взаимодействия ТНК и национальных экономик.
8 2. Корпорации: сущность, преимущества и недостатки, характеристики
9 Корпорация как форма предпринимательства – это паевое общество, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.
10 Преимущества корпораций: 1. Ограниченная имущественная ответственность дает возможность привлекать к инвестированию большое количество физических лиц; снижение риска вызывает активность творческой функции предпринимательства; 2. Отделение функции управления от функции собственности дает твердую устойчивость корпорации как хозяйствующему субъекту, который существует независимо от его учредителей и участников. 3. Возможность превращения инвестированного капитала в денежную форму.
11 Недостатки: 1. Трудности при оформлении и регистрации корпораций. 2. Государственный контроль за созданием и функционированием корпораций. 3. Высокое налоговое давление вследствие двойного налогообложения. 4. Требования открытости в форме обязательных публикаций финансовых отчетов компании.
12 Характерные черты корпорации: ПРИЗНАКИХАРАКТЕРИСТИКИ Трудности создания Необходимо значительные усилия и материальные затраты Возможность мобилизации капитала Высокая Масштабы ответственности Ограниченная Возможность контроля со стороны собственника Согласно части акций, которые выпускаются Срок существования Неограниченный Налогообложение Двойное Ликвидность Высокая Сфера деятельности Геоцентричная
13 3. Типы корпораций и фазы их развития
14 Типы корпоративных организаций: 1. Акционерные общества. 2. S-корпорации (объединение основных характеристик корпорации и партнерства). 3. Холдинги. 4. Профессиональные корпорации (объединения по профессиональному признаку).
15 Фазы развития корпораций (Дж. Стопфорд и Л. Уелс): Первая фаза. Размер фирмы не большой, управляет один менеджер. С ростом компании возникает необходимость передачи президентом части своих функций на низший уровень. На предприятии создаются функциональные отделы: по производству продукции, продаже, финансов и тд. Вторая фаза. Рост предприятия ведет к разделению каждого функционального отдела на подотделы или группы. Особенность – менеджер фирмы и функциональные отделы продолжают оставаться основными элементами схемы управления, а рост предприятия происходит за счет вертикальной интеграции. Вторая фаза. Рост предприятия ведет к разделению каждого функционального отдела на подотделы или группы. Особенность – менеджер фирмы и функциональные отделы продолжают оставаться основными элементами схемы управления, а рост предприятия происходит за счет вертикальной интеграции.
16 Третья фаза. Каждый отдел рассматривается как центр получения прибыли, что дает возможность оценить его эффективность независимо от других отделов. Изменяются функции президента: он занимается стратегией развития предприятия. Разные структурные подразделения могут выпускать разную продукцию. Такая структура дает возможность изменять количество производственных подразделений, не влияя на работу других и диверсифицировать свою производственную деятельность, а также эффективно функционировать за пределами данной национальной экономики.
17 Основные этапы эволюции «внешней» структуры фирмы: 1. Экспортно-импортные операции. 2. Продажа лицензий и передача технологий в другие страны. 3. Инвестиции в предприятия производственного цикла (совместные предприятия или материнские фирмы). 4. Существенное увеличение зарубежного инвестирования компании. Такое предприятие можно назвать «глобальным предприятием».
18 4. Транснациональные корпорации: признаки, сущность, значение
19 Транснациональные корпорации – это международные компании, которые имеют свои хозяйственные подразделения в двух и более странах, управление которыми осуществляется с одного или нескольких центров. В основе такого управления лежит механизм принятия решений, который дает возможность осуществлять согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для получения лучшего результата.
20 Параметры определения ТНК: 1. Группа количественных характеристик: число иностранных государств, в которых находятся ТНК; число иностранных государств, в которых находятся ТНК; процент денежной массы, который оборачивается в иностранных государствах; процент денежной массы, который оборачивается в иностранных государствах; процент иностранных капиталовложений; процент иностранных капиталовложений; число занятых за рубежом; число занятых за рубежом; процент прибыли, который компания получает из других стран; процент прибыли, который компания получает из других стран; процентное соотношение количества продукции и полученной прибыли в странах базирования и за рубежом; процентное соотношение количества продукции и полученной прибыли в странах базирования и за рубежом; общий уровень продаж за рубежом. общий уровень продаж за рубежом.
21 2. Группа качественных характеристик – расчетные коэффициенты, которые дают возможность уточнить транснациональный характер компании: соотношение зарубежного и общего количества продаж; соотношение зарубежного и общего количества продаж; соотношение зарубежной и общей прибыли; соотношение зарубежной и общей прибыли; соотношение занятых за рубежом и общим числом занятых на ТНК, соотношение занятых за рубежом и общим числом занятых на ТНК, а также используются данные про увеличение или уменьшение имущества компании, увеличение или уменьшение прибыли за рубежом и др. а также используются данные про увеличение или уменьшение имущества компании, увеличение или уменьшение прибыли за рубежом и др.
22 3. Количественно-качественные характеристики: размер компании; размер компании; элементы монопольного положения на рынке; элементы монопольного положения на рынке; интернациональная производственная структура с развитым внутрифирменным разделением труда; интернациональная производственная структура с развитым внутрифирменным разделением труда; часть зарубежных операций в деятельности компании; часть зарубежных операций в деятельности компании; верховенство центра при принятии решений; верховенство центра при принятии решений; единая глобальная стратегия. единая глобальная стратегия.
23 Ряд признаков ТНК Годовой оборот (объем продаж) более 100 млн долл. Годовой оборот (объем продаж) более 100 млн долл. Доля зарубежных активов не менее чем 25% Доля зарубежных активов не менее чем 25% Наличие филиалов не менее чем в 6 странах Наличие филиалов не менее чем в 6 странах 25-30% общего оборота приходится на зарубежные филиалы 25-30% общего оборота приходится на зарубежные филиалы
24 Факторы возникновения ТНК Интернационализация производства и капитала Интернационализация производства и капитала Стремление к получению сверхприбылей (что становится возможным благодаря большим масштабам производства) Стремление к получению сверхприбылей (что становится возможным благодаря большим масштабам производства) Снижение значения геоэкономических границ Снижение значения геоэкономических границ Государственная политика поддержки ТНК Государственная политика поддержки ТНК
25 Современные особенности деятельности ТНК Главная цель деятельности – не получение максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости Главная цель деятельности – не получение максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости Являются активными участниками международного разделения труда Являются активными участниками международного разделения труда Работают на массового потребителя Работают на массового потребителя Движение капиталов происходит независимо от процессов, происходящих в стране базирования Движение капиталов происходит независимо от процессов, происходящих в стране базирования
26 Крупнейшие ТНК мира по объемам продаж (2005)
27 Компания Страна Доходы, $ млн 1 Wal-Mart Stores США287,989 2BP Соединенное Королевство 285,059 3 Exxon Mobill США270,772 4 Royal Dutch/Shell Group Соединенное Королевство/ Нидерланды 268,690 5 General Motors США193,517 6 Daimler Chrysler Германия 176,687 7 Toyota Motor Япония 172,616 8 Ford Motor Ford MotorСША172,233 9 General Electric США152,866 10Total Франция 152,609
28 Крупнейшие ТНК мира по объему зарубежных активов (UNCTAD, World Investment Report 2005)
29 Компания Зарубежные активы Всего 1 General Electric Vodafone Group Ford Motor General Motors BP Exxon Mobill Royal Dutch/Shell Group Toyota Motor Total France Telecom
30 Количество 500 крупнейших ТНК по странам
31 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 35 США ЯПОНИЯ ФРАНЦИЯ 39 ГЕРМАНИЯ 37 КИТАЙ 16 КАНАДА 13 ЮЖ. КОРЕЯ, ШВЕЙЦАРИЯ 11 АВСТРИЯ 9 НИДЕРЛАНДЫ 14 ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ 8 ШВЕЦИЯ 7 ИНДИЯ 5 ДРУГИЕ СТРАНЫ 30
32 Приоритеты в деятельности ТНК (2005) Банки Банки Страхование Страхование Автомобилестроение Автомобилестроение Электроника Электроника Нефтедобыча и нефтепереработка Нефтедобыча и нефтепереработка Телекоммуникации Телекоммуникации Химико-фармацевтическая промышленность Химико-фармацевтическая промышленность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.