Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЮрий Шитиков
2 Презентация «Игровые технологии (ТРИЗ и пальчиковые игры) по обучению детей двум государственным языкам» Подготовила: Г.Ш.Валиуллина. воспитатель по обучению детей татарскому языку Руководитель: Т.А.Денисова, заведующая МБДОУ 1
3 Используя технологию ТРИЗ и пальчиковые игры в ДОУ, закреплять у дошкольников изученные слова в соответствии с лексическим минимумом УМК
4 ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность
5 Игры для закрепления слов в соответствии с лексическим минимумом УМК в детском саду
6 Игра "Наоборот или "перевертыши (проводится с мячом)(«Капма- каршы» уены, туплы уен) Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению, и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, большой- маленький, чистый- грязный, здравствуй- до свидания, садись- встань…) (яхшы- начар,зур- кечкен ә,чиста-пычрак,ис ә нме- сау бул, утыр- бас һ.б.)
7 Игра «На что похоже?» (Н ә рс ә г ә ошаган?): Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
8 Ведущий показывает предмет и просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похож мяч? Дети: На круг, на яблоко, на шарик. Т ә рбияче: Туп н ә рс ә г ә ошаган? Балалар: Т ү г ә р ә кк ә, алмага, шарга.
9 « «Камень, брошенный в пруд»(или «Цепочка слов») (С ү зл ә р чылбыры) : Цель: учить детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение. Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
10 Например: -Мяч - круглый, красный; -Туп- т ү г ә р ә к, кызыл. - А что ещё бывает красным ? - Яблоко, шар. -Н ә рс ә т ү г ә р ә к, кызыл була? -Алма, шар. За каждое слово ставится вагончик, воспитатель отталкивается от последнего слова.
11 «Цепочка» (Чылбыр): Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1. Морковь.2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает яблоко. 4. Яблоко красное. 5. Красным бывает мяч и т.д. М ә с ә л ә н: 1.Кишер.2.Кишер баллы.3.Алма баллы була.4.Алма кызыл.5.Туп кызыл була һ.б.
12 Игра «Паровозик» (Паравоз): Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход: Ведущий подбирает 3-4 варианта изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.
13 Например: Человек. 1 карточка –ребёнок. 2 карточка– девочка (мальчик). 3 карточка– мама (папа). 4карточка – бабушка (дедушка). М ә с ә л ә н: Кеше. 1 р ә сем-сабый бала. 2 р ә сем-кыз (малай). 3 р ә сем- ә ни ( ә ти). 4 р ә сем- ә би (бабай).
14 « Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые помогают развитию речи и творческих способностей детей.
15 «Кто живёт у нас в квартире?» Кто живёт у нас в квартире? (Разводим руки в недоумении) Раз, два, три, четыре, пять (считаем пальцы правой руки) Будем мы сейчас считать. Раз, два, три, четыре, пять (считаем пальцы левой руки) Папа, мама, брат, сестра, ( руки в кулачках, начинаем счёт с большого пальца) Сосчитаю всех едва. Самый главный это- Я, (показываем мизинец) Вот и вся моя семья. ( сжимаем и разжимаем кулачки)
16 Безне ң ө йд ә кем яши? Безне ң ө йд ә кем яши ? (кулларны ике якка җә ябез) Бер, ике, ө ч,д ү рт, биш (у ң кул бармакларын саныйбыз) Х ә зер саный башлыйбыз. Бер, ике, ө ч,д ү рт, биш (сул кул бармакларын саныйбыз) Ә ти, ә ни,кыз, малай (куллар йодрыкка йомарланган, баш бармактан башлыйбыз) Саныймын к ө чк ә бугай. И ң м ө химе -мин булам, (ч ә нти бармак к ү рс ә т ә без) Ә бу гаил ә була. (кулларны йодрыкка йомарлыйбыз һә м ачабыз)
17 Раз, два, три, четыре (хлопаем) Кто живёт в моей квартире? (разводим руки, пожимаем плечи) Раз, два, три, четыре (хлопаем) Всех могу пересчитать: Дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик, кошка- Мияу, собака- Акбай, Ну и я, ( поглаживаем все пальцы по очереди) Вот и вся моя семья. (поднимаем ладошки, растопыриваем пальчики и показываем)
18 Бер,ике, ө ч, д ү рт (кул чабабыз) Матур ө йд ә кем яши? (кулларны ике якка җә ябез,и ң башларны җ ыерабыз) Бер,ике, ө ч, д ү рт (кул чабабыз) Барында х ә зер саныйм: Бабай, ә би, ә ти, ә ни, малай, кыз, песи- Мияу, эт- Акбай Һә м д ә мин, (бармакларны бер ә м-бер ә м сыйпыйбыз) ә бу гаил ә м минем. (учларны к ү т ә р ә без, бармакларны тырпайтабыз һә м к ү рс ә т ә без)
19 Овощи: Будем пальчики сгибать - ( Сжимают и разжимают пальчики.) Будем овощи называть: Огурец, картофель, лук и капуста и морковь. (Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.) Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять овощей мы назвали. (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
20 Яшелч ә л ә р: Бармакларны б ө г ә без - (кулларны йодрыкка йомарлыйбыз һә м ачабыз) Яшелч ә л ә р атыйбыз: Кыяр, суган, б ә р әң ге, һә м к ә бест ә һә м кишер. (Ч ә нти бармактан башлап бармакларны турайтабыз.) Биш бармак ул бер йодрык, Биш яшелч ә атадык. ( Баш бармактан башлап бармакларны йодрыкка йомарлыйбыз.)
21 «Магазин» Мы пришли в магазин. (Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.) Мы купили хлеб - один, (Показывают 1 палец.) Капусты-две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.) Морковок -три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.) А яблок - сразу четыре! (Вертят кулачками и показывают пальца.)
22 «Кибет » Без кибетк ә барабыз. (Бармаклар ө ст ә л ө стенд ә атлаыйлар.Терс ә кт ә н б ө гелг ә н куллар бер-берсен алга таба тарталар.) Бер ипи без алабыз, (1 бармак к ү рс ә т ә л ә р.) Ике к ә бест ә, ( Ике тапкыр кул чабалар һә м 2 бармак к ү рс ә т ә л ә р.) Ө ч кишер, ( Ө ч тапкыр кул чабалар һә м 3 бармак к ү рс ә т ә л ә р.) Ә алмалар д ү рт булыр! (Йодрык йомарлыйлар һә м бармакларын к ү рс ә т ә л ә р.)
23 Моя семья. Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это - мама, Это - я, Это - бабушка моя, Это - папа, Это - дед. И у нас разлада нет.
24 Минем гаил ә м. Кулны ң учын ү зе ңә каратып к ү т ә рерг ә,текст буенча бармакларны б ө г ә рг ә : и ң элек атсыз бармак,аннан ч ә нти бармак,им ә н бармак,урта бармак һә м баш бармак. Һә ркем бел ә, безне ң ө йд ә Яши тату гаил ә : Бу- ә ни, Бу-мин, Бу - ә бием минем, Бу- ә ти, Бу- бабай Һә м без бик дус гаил ә.
25 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.