Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕкатерина Войцехович
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Тема 4. Морфологические нормы современного русского литературного языка Коновалова Юлия Олеговна
2 Цель: Повторить основные правила словоизменения и употребления слов различных частей речи
3 Задачи: 1.Охарактеризовать основные законы образования форм числа, падежных и родовых форм существительных. 2.Охарактеризовать правила образования и употребления форм степеней сравнения прилагательных, а также полных и кратких форм прилагательных. 3.Охарактеризовать правила словоизменения и употребления имён числительных. 4.Охарактеризовать правила словоизменения и употребления местоимений. 5.Охарактеризовать правила словоизменения и употребления глаголов, в том числе образование и употребление особых глагольных форм – причастий и деепричастий.
4 Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Единственное и множественное число имён существительных Склонение одушевлённых и неодушевлённых существительных Род имён существительных Степени сравнения имён прилагательных Полные и краткие прилагательные Разряды и изменение имён числительных Употребление местоимений Формообразование и употребление глагола Вопросы для самопроверки Литература
5 Ключевые слова темы: Грамматика Морфология Синтаксис Части речи Форма слова Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол
6 Морфологические нормы - правила изменения слов разных частей речи: Существительных Прилагательных Числительных Местоимений Глаголов
7 Имя существительное Образование форм множественного числа Образование падежных форм Род существительных
8 Единственное и множественное число Слова, имеющие форму ед.ч. и мн.ч.: студент, университет, рисунок Слова, имеющие форму только ед.ч. дизайн, живопись, молодёжь, бег, возраст Слова, имеющие форму только мн.ч.: часы, очки, брюки
9 Единственное и множественное число Абстрактные существительные, обозначающие совокупности, явления, процессы, качества и др., имеют форму только единственного числа, даже если обозначают множество: Вся молодёжь пришла на собрание. Каждый день на обед мы едим хлеб.
10 Единственное и множественное число Некоторые конкретные существительные, обозначающие предметы, имеют форму только множественного числа, даже если обозначают единичный предмет: Маша купила новые часы. У Ивана только одни брюки.
11 Род имён существительных Мужской род Дом, вид, заказчик, клиент, ландшафт, костюм. Женский род Гигиеничность, композиция, учительница, графика. Средний род Путешествие, тепло, изготовление. Общий род Невежа, сирота, грязнуля.
12 Род имён существительных Слова определённого рода, которые могут употребляться по отношению к женщинам и мужчинам: Личность, натура, человек, директор, дизайнер, преподаватель.
13 Род имён существительных Светлана – сильная личность. Иван – сильная личность. Ольга – хороший менеджер. Игорь – хороший менеджер.
14 Род имён существительных Такие существительные по-разному употребляются с прилагательными и глаголами: Род прилагательного зависит от рода существительного: Светлана – интересная натура. Иван – интересная натура. Ольга – хороший менеджер. Игорь – хороший менеджер. Род глагола зависит от пола человека, о котором идёт речь: Профессор Петров зашёл в кабинет. Профессор Петрова зашла в кабинет. Преподаватель Сидоров позвонил в офис. Преподаватель Сидорова позвонила в офис.
15 Обратите внимание! В Именительном падеже возможно (но не обязательно) использование родовых форм прилагательных по смыслу (в зависимости от пола человека). В других падежах прилагательное согласуется в роде с существительным и не зависит от пола лица. Хорошая врач – к хорошему врачу. Умная экскурсовод – к умному экскурсоводу.
16 Род имён существительных В русском языке есть иноязычные неизменяемые существительные: Такси, пальто, портье, мадам. Род таких существительных нужно узнавать в словаре. Род существительных влияет на употребление форм прилагательных и глаголов: Такси опоздало (ср.р.), пожилой портье (м.р.), счастливая мадам (ж.р.).
17 Имя прилагательное ТРУДНОСТИ: Степени сравнения Полные и краткие формы
18 Степени сравнения имён прилагательных 1.Простая сравнительная степень (-ее, -ей): Красивый – красИвее, добрый – добрее (добрей). Запомните! Широкий – шире Высокий – выше Низкий – ниже
19 Степени сравнения имён прилагательных 2. Сложная сравнительная степень (более, менее): Прочный – более прочный, удобный – менее удобный. Запомните! Степени сравнения образуются только от качественных прилагательных!
20 Степени сравнения имён прилагательных 3. Простая превосходная степень (-айш-, -ейш-): -айш-: Низкий – нижайший, высокий – высочайший, глубокий – глубочайший, широкий – широчайший. -ейш-: Удобный – удобнейший, полезный – полезнейший, добрый – добрейший.
21 Степени сравнения имён прилагательных 4. Сложная превосходная степень (самый, наиболее): Комфортабельный – самый комфортабельный, рациональный – наиболее рациональный, красивый – наиболее красивый.
22 Внимание! Ошибкой является совмещение простых и сложных форм сравнительной или превосходной степени: Более красивее, самый красивейший.
23 Полные и краткие прилагательные Добрый – добр, добра, добро, добры Полный – полон, полна, полно, полны Полезный – полезен, полезна, полезно, полезны.
24 Полные и краткие прилагательные Полные прилагательные обозначают общее или постоянное качество (свойство). Краткие прилагательные обозначают временное качество или качество, относящееся только к определённой ситуации или лицу. Трудная задача – Задача трудна для него. Полезный продукт – Продукт полезен детям. С глаголом чаще употребляется краткая форма, чем полная. Он был стар – Он был старым.
25 Имя числительное - слова, которые обозначают: Отвлечённое число (два плюс три – пять) Количество предметов при счёте (две книги, десять человек) Порядок предметов при счёте (пятый этаж, второй день)
26 Имя числительное Трудности: 1.Наличие разрядов 2.Склонение (изменение по падежам)
27 Разряды числительных 1.Количественные числительные Целые числа (пять, семь) Дробные числа (одна вторая, три четвёртых) Собирательные числительные (двое, трое, пятеро) 2. Порядковые числительные (первый, десятый)
28 Значение числительных Для обозначения количества используются числительные, обозначающие целые или дробные числа. Сколько? - Пять столов, десять студентов. Для обозначения количества как совокупности используются собирательные числительные. Сколько (всего, вместе, рядом)? - Двое детей, шестеро мужчин.
29 Употребление собирательных числительных С названиями лиц мужского и общего рода: двое студентов, пятеро сирот. С существительными дети, ребята, люди, лица (= люди): пятеро детей, двое людей, трое ребят, шестеро лиц. С названиями детёнышей животных: трое котят, четверо щенков.
30 Употребление собирательных числительных С бывшими прилагательными (ставшими существительными), обозначающими людей: двое знакомых, трое взрослых. С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое часов, семеро суток, трое ножниц. С личными местоимениями: нас четверо, у вас двоих.
31 Употребление количественных числительных С неодушевлёнными существительными, имеющими формы только множественного числа, в косвенных падежах: менее двух часов, более семи суток, с тремя ножницами. С существительными женского рода: три подруги, четыре студентки. С существительными мужского рода, обозначающими названия взрослых животных: два жирафа, пять коней.
32 Количественные числительные Грамматически правильными являются конструкции: два мальчика – двое мальчиков пять туристов – пятеро туристов Такие словосочетания могут иметь разное значение.
33 Порядковые числительные Обозначают порядок предметов при счёте: Какой? Который? Первый этаж, пятый экзамен, двенадцатый день
34 Склонение числительных Числительные бывают -простые (один, четыре, десять, семнадцать, тридцать) -сложные (пятьдесят, восемьдесят) -составные (двадцать семь, сто пятьдесят один) ПРИ СКЛОНЕНИИ СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЯЕТСЯ КАЖДАЯ ЧАСТЬ! Пятьюдесятью, пятидесяти Двадцатью семью, двадцати семи
35 Склонение числительных Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста имеют только по две формы: И.п., В.п. сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста Р.п., Д.п., Тв.п., П.п. сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста
36 Склонение числительных В косвенных падежах числительные должны согласовываться с существительными (т.е. числительное и существительное должны быть в одном падеже). И.п. триста (И.п.) человек (Р.п.) НО Р.п. трёхсот человек Д.п. трёмстам человекам Т.п. тремястами человеками
37 Местоимения Личные Определительные Относительные Указательные Вопросительные Отрицательные Возвратное Притяжательные
38 Местоимения Местоимение ВЫ, обозначающее одно лицо: Вы добрая, Вы вежливый (полное прилагательное – единственное число). НО Вы добры, Вы вежливы, Вы звонили, Вы пришли (краткое прилагательное, глагол – множественное число).
39 Местоимения Личные местоимения должны стоять в том же роде и числе, что и замещаемые существительные: Дизайн-проект состоит из нескольких частей. Все они (= части) одинаково важны. Дизайн-проект состоит из нескольких частей. Он (= дизайн-проект) должен быть подготовлен профессионально.
40 Варианты местоимений ей / ней, ему / нему и т.п. К местоимению добавляется Н, если местоимение стоит после: 1.Любого простого предлога: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, по, перед, при, под, про, с, у, через. Ему / к нему, ей / при ней, ими / с ними 2. Наречных предлогов, сочетающихся с родительным падежом: впереди, возле, вокруг, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Её / мимо неё, их / возле них, его / для него
41 Варианты местоимений Равноправные варианты: Внутри их / внутри них (особенность предлога) Для всех их / для всех них (вставка слова весь между предлогом и местоимением) Между вами и ими / между вами и ними (вставка других слов между предлогом и местоимением)
42 Употребление местоимений Местоимения кто и что могут обозначать один предмет (одно лицо) или множество предметов (лиц). Кто это? - Студенты. Что это? – Проекты. С местоимением кто употребляются глаголы в единственном числе и мужском роде: Кто пришёл? С местоимением что употребляются слова в единственном числе и среднем роде: Что случилось?
43 Употребление местоимений Обратите внимание! Все, кто участвовал в конкурсе, будут награждены призами. Кто участвовал – единственное число. Все будут награждены – множественное число.
44 Глагол -часть речи, которая обозначает действие. Ходить, писать, лечь, взять, принести.
45 Основные трудности Вид глагола Время глагола Образование причастий Образование деепричастий
46 Вид глагола Совершенный вид (СВ) – законченное действие. Несовершенный вид (НСВ) – незаконченное действие.
47 Вид глагола Глаголы СВ и НСВ могут употребляться в одинаковых предложениях. В этом случае предложения имеют разный смысл: Смотри не опоздай (запрет) Смотри не опаздывай (предостережение)
48 Вид глагола В одном предложении глаголы-сказуемые должны быть одного вида: Клиент позвонил (СВ) по телефону и заказал проект (СВ). Директор каждое утро вызывает (НСВ) сотрудников и узнаёт (НСВ) итоги работы за прошедший день.
49 Причастия Используются в письменной речи, в официально-деловом стиле.
50 Причастия Действительные (активные) настоящего времени: размещающий (УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ) Страдательные (пассивные) настоящего времени: размещаемый (ЕМ, ИМ) Действительные (активные) прошедшего времени: выполнивший (ВШ, Ш) Страдательные (пассивные) прошедшего времени: выполненный (ЕНН, НН, Т)
51 Причастия От глаголов совершенного вида (СВ) ОБРАЗУЮТСЯ только причастия прошедшего времени. От непереходных глаголов ОБРАЗУЮТСЯ только действительные причастия.
52 Причастия От глаголов несовершенного вида (НСВ) ОБРАЗУЮТСЯ причастия настоящего и прошедшего времени. От переходных глаголов ОБРАЗУЮТСЯ действительные и страдательные причастия.
53 Найди ошибку! У меня 7 неотвеченных звонков. Письма остались неотвеченными.
54 Причастия В русском языке нет причастий будущего времени!
55 Деепричастия (неизменяемая форма глагола) Настоящее время - суффиксы А, Я: рисуя, дыша. Прошедшее время – суффиксы В, ВШИ, ШИ: сделав, проснувшись, замёрзши.
56 Деепричастия От глаголов несовершенного вида (НСВ) ОБРАЗУЮТСЯ деепричастия настоящего и прошедшего времени. От глаголов совершенного вида (СВ) ОБРАЗУЮТСЯ деепричастия только прошедшего времени.
57 Деепричастия Деепричастие от глагола БЫТЬ – БУДУЧИ.
58 Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 1.Ректор Иванова … а) вернулась из отпуска б) вернулся из отпуска 2. Плакса Дима опять … а) заплакала б) заплакал
59 Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 3. Коля - … обжора. а) ужасный б) ужасная 4. Неправильной является форма сравнительной степени а) более сильный б) сильнее в) более сильнее
60 Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 5. Вика сегодня чуть … от усталости. а) жива б) живая 6. Пётр считается … а) хорошим дизайнером б) хороший дизайнер
61 Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант (варианты). 7. Эта задача... а) нелегка б) нелёгкая 8. Правильной является форма а) наиболее интереснейший б) интереснейший в) наиболее интересный
62 Вопросы для самопроверки Выберите правильный(ые) вариант(ы). 9. Ландшафтный дизайнер должен уметь … сад. а) спроектировать и обустроить б) проектировать и обустроить в) проектировать и обустраивать 10. Страдательное причастие прошедшего времени от глагола нарисовать - … а) нарисованный б) нарисоватый
63 Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 11. Деепричастие от глагола размещать - … а) размещаючи б) размещая в) разместив г) размещав
64 Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 12. У … студенток нет документов. а) трёх б) троих 13. Мы подошли к … мальчикам, стоявшим рядом. а) двум б) двоим
65 Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 14. У Анны … а) шестеро детей б) шесть детей 15. Книга состоит из … страниц. а) триста пятьдесят семь б) триста пятьдесят семи в) трёхсот пятьдесят семи г) трёхсот пятидесяти семи
66 Вопросы для самопроверки Укажите правильный вариант. 16. Сегодня на лекции были все, кто уже … а) приехал б) приехали 17. Между … и Марией возникла ссора. а) ним б) им
67 Литература к теме: Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», – С
68 Спасибо за внимание!
69 Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.