Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Соколов
1 Приемы повышения мотивации учащихся на уроках информатики Перминов А.Ю. учитель физики и информатики МБОУ «Верхне-Идинская СОШ»
2 ПОТРЕБНОСТЬ ИНТЕРЕС МОТИВ !
3 Подготовка к уроку Содержание учебного материала Виды и формы ведения урока, контроля знаний Активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля Искусство учителя в общении с учащимися Создание благоприятного психологического климата
4 Апелляция к жизненному опыту детей Учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. ! Необходимо, чтобы ситуация была жизненной, а не надуманной.
5 Пример: Базы данных Жизненная ситуация - приобретение товара (например монитор) Вопрос о технических характеристиках (повторение темы: Аппаратное обеспечение ПК) Возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми (поиск фирмы, специализирующейся на продаже оргтехники через Интернет Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в БД, что, кстати и является основной темой урока
6 Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов Перед учащимся ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те ЗУН, которые ему необходимо усвоить
7 Пример: Моделирование физических процессов Каждый из вас не раз попадал под теплый летний дождь. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести: Ответ скорость = 400 м/с Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем
8 Ролевой подход и как следствие – деловая игра Ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица (например формального исполнителя алгоритма) Исполнение роли заставляет сосредоточится именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
9 Решение нестандартных задач на логику и смекалку Задачи такого характера предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока, для разрядки, смены вида работы в течении урока для дополнительного решения дома ! Позволяют выявить одаренных детей
10 Пример: Программирование В стихотворении необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования Начало светлое весны Лесов зеленые массивы Цветут. И липы, и осины И ели помыслы ясны. Себе присвоил этот май Права одеть листвою ветки, И целый месяц в душе метки Он расставляет невзначай… И пишется легко строка, И на этюдник рвутся кисти, Уходит ложь в обличье истин, И говорю я ей: пока!
11 Пример: «Чай – кофе» Даны значения двух величин a и b. Произвести обмен их значений. В одной чашке - кофе, в другой – чай. Как обменять содержимое чашек.
12 Игры и конкурсы Пример: «Веришь, не веришь» Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да) Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да) Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да) В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)
13 Пример: «Ищи ответы в приведенном тексте» «Этот процесс орнитологи называют миграцией» «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки» «Он всегда имел запас калькуляторов»
14 Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.д. Привычные для детей способы контроля знаний вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах
15 Выводы и практические рекомендации 1. Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения. 2. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.
16 3. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности. 4. Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся. 5. Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
17 6. Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью. 7. Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность). 8. В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.
18 9. Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления. 10. Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Наше исследование показало, что успех в решении задачи развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.