Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктория Бабкина
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 60» Вальдорфская педагогика «Есть лишь две вещи, которые стоит оставить в наследство детям - это корни и крылья» Ходдинг Картер
2 Историческая справка Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.
3 Биография. Рудольф Штайнер ( – ) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии. Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Ближайшей соратницей Рудольфа Штейнера была его жена - Мария фон Сиверс ( – ).
4 «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам это и есть нормальное состояние ребёнка» (Р. Штайнер).
5 Основные принципы работы вальдорфского детского сада воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия; культивирование многообразных форм игровой деятельности; создание пространства, способствующего развитию свободной игры; организация здорового ритма жизни группы; занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия1); создание атмосферы, благоприятной развитию. Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».
6 Дети - дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп - до 20 человек.
7 Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.
8 Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.носовой платокветочка, листик дерева.
13 Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.
14 Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.
15 Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. То есть дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.
16 Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.
17 Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
18 Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
19 Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.
20 Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.
21 Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать: - если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому. - если его действия могут повредить другим. - если могут пострадать какие-либо вещи. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.
22 Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Константин Дмитриевич Ушинский
23 Праздники - это душа вальдорфского детского сада
24 Занятия Занятия живописью, лепкой, выпечкой хлеба, эвритмией. Ежедневно проводятся музыкально-ритмические занятия (хоровод) и рассказывается сказка. Такие занятия как живопись, лепка, выпечка хлеба и эвритмия, проводятся один раз в неделю, а хоровод устраивается каждый день. Сказку воспитатель рассказывает ежедневно, а кукольный спектакль раза в месяц.
25 Эвритмия Эвритмия (в переводе с греческого – гармоничное движение, ритм) появилась в начале ХХ в Европе (в Швеции, Швейцарии, Голландии, Германии) и на протяжении многих лет органично входит в программы школы и детского сада. Она представляет собой искусство движения, выражающее закономерности поэтического и музыкального в движении и пространстве. Эвритмия соединяет само движение и образ, созданный на основании музыкальных тонов, звуков речи или более сложных форм - музыкальных произведений, стихов, и других явлений окружающего мира. Эвритмические занятия в детском саду проходят в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Занятия эвритмией способствуют развитию крупной и мелкой моторики, ловкости, координации движений, чувства равновесия, пространственной ориентации. После занятия у детей улучшается эмоциональное состояние, они становятся дружелюбнее и свободнее в фантазии и творческих замыслах.
26 Выпечка хлеба
27 Живопись
29 Отрицательные моменты Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д. Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим. Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу. Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте. Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире. Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым. Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.темпераментный
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.