Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВячеслав Бадыгин
1 «Социально-психологическая помощь детям – жертвам насилия в преодолении последствий психологической травмы» Мязина Светлана Евгеньевна – преподаватель кафедры психологии и педагогики
2 Насилие деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, могут возникнуть социально- опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ- зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость).
3 Распознавание физических признаков насилия синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.
4 На неслучайный характер травм указывает: множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); появление травм после выходных и праздничных дней.
5 Особенности поведения детей: Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении от агрессивности до полной безучастности. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
6 Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность. Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
7 При возникновении подозрения на насилие или жестокое обращение специалисты, работающие с детьми и подростками должны: 1. Постараться поговорить с ребенком «на языке принятия», внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
8 «Язык принятия» Оценка поступка, а не личности Похвала Комплимент Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Позитивные телесные контакты Улыбка и контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Выражение своих чувств Отражение чувств ребенка «Язык непринятия» Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Указание на несоответствие родительским ожиданиям Игнорирование команды Подчеркивание неудачи Оскорбление Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации
9 2. Обязательно поговорить с родителями или лицами, их заменяющими. Особенности поведения взрослых, совершающих насилие: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или отсутствие обращения за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
10 3. Обратиться в травматологический пункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений. 4. Подключить к решению проблемы полицию или сотрудников следственного комитета. 5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
11 Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие, а также формирование чувства безопасности.
12 Как начать беседу с ребенком? 1. Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.
13 2. Для маленьких детей можно предложить игру, в процессе которой задать общие вопросы о семье, друзьях и др. С более старшими детьми целесообразно поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья. Ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло, но он может проявить это в своем поведении, например, менее травматично выразит все в игре.
14 Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия поддержать ребенка, спокойно выслушать его и дать выговориться, не перебивая.
15 Что необходимо учесть в беседе с ребенком: 1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблематике. Взрослый, у которого есть собственные аналогичные проблемы, может столкнуться с трудностями в установлении доверительного контакта с ребенком.
16 2. Обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Важно принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно: говори обо всем, что случилось; не говори неприличных слов.
17 3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».
18 4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.
19 5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.
20 6. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.
21 7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть спокойным, доброжелательным и деловым. Не рекомендуется усиленный и непрерывный контакт глаз это может напугать ребенка. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.
22 8. Необходимо быть очень осторожным с прикосновениями и различными формами телесного контакта (поглаживание руки, трепание по волосам и т.п.) В случае совершения сексуального насилия это может напугать ребенка.
23 9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.
24 10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку. 11. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.
25 12. Если ребенок сам рассказывает о насилии, то очень важно записать все сведения, полученные о ребенке, а так же свои личные впечатления о его поведении, интонациях, проявлениях чувств и указать дату.
26 Дальнейшее психологическое сопровождение детей-жертв насилия Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния, формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, способности к самопринятию, выработку способности к самостоятельному принятию решений. Психотерапия может проводиться в индивидуальной и групповой форме с использованием разнообразных методов: арттерапии, игротерапии, песочной терапии и других видов деятельности, естественных для детей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.