Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПетр Выростов
1 Подготовила: Бобченок Ю. Э. Проверил: доцент Таркан И. И. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ «Бизнес-администрирование», 3 курс, гр. 011
2 Аристотель – один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, который жил в гг. до н.э. Именно с именем Аристотеля, связано зарождение политической науки как отдельной науки. Аристотелем было написано большое количество трудов, в частности на политико-правовую тематику в таких работах, дошедшие до нашего времени, как "Политика", "Афинская полития", "Этика" и "Риторика".
3 Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Полис Полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан.
5 Политическое учение Аристотеля, его основные политические взгляды и убеждения изложены в трактате «Политика». Он охватывает пять связанных между собою исследований (8 книг): кн.I – экономика; кн. II – вопрос о наилучшем образе правления; кн. III – общая теория полиса; кн. IV, V, VI – конкретные формы правления, причины их деградации и возможности улучшения; кн. VII, VIII – идеальное государство.
6 Государство Государство - это достаточная для самостоятельного существования совокупность граждан. Гражданин Гражданин - тот, кто может участвовать в законорадчей (законодательной) и судебной власти данного государства. Государство возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, но цель его существования - достижение блага людей. Говоря об общностях, предшествующих государству, Аристотель называет семью и селение. Семья представляется как общение, возникшее для удовлетворения повседневных нужд. Общение, состоящее из нескольких семей и обслуживающее не только текущие нужды, – это селение; оно представляет собой колонию разросшейся и расселившейся семьи. Несколько селений образуют общество, которое представляет собой завершенное государство. Патриархальная теория государства
7 В зависимости от целей, которые ставили перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства: Правильный строй строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия Аристократия Полития Неправильный строй строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания Олигархия Демократия « Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии олигархию, отклонение от политии демократию. отклонение от демократии охлократию».
8 Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй»
9 Право Право – это норма политического общения людей. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, поскольку право, которое служит критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Политическое право, по Аристотелю, является "частично естественным, частично условным. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от того, его признают, не признают. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или другим ", но после того, как оно определяется (фиксируется), эта возможность теряется. Любой закон в своей основе должен иметь право, т.е. право должно находить свое воплощение и соблюдение в законе. Из политического характера права (естественного права и закона) вытекает необходимость его соответствия той форме государственного устройства, в рамках которой оно должно действовать.
10 «...человек по природе своей есть существо политическое» В состав «человечности» (признаков «завершенного» человека), согласно Аристотелю, входят также следующие элементы, которые по совокупности создают основу семьи и государства. Свобода, предназначение к властвованию по природе; Речь, которая выделяет человека из мира животных; человек – существо в большей степени общественное, нежели животное. Нашедший свое завершение в политической общности человек – наиболее совершенное из живых существ. Человек, живущий вне закона и права, без добродетели, но наделенный оружием, умственной силой и энергией духа, существо самое нечестивое и дикое.
11 Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. Наилучшее государство это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного". Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. Цель политики справедливое (общее) благо.
12 Выделял справедливость уравнивающую и распределяющую. В первом случае справедливым является эквивалентный обмен, к которому стремятся на рынке. Но во втором случае справедливым будет, когда люди получают блага в соответствии со своим сословным положением и другими заслугами. Оба варианта справедливости, по мнению Аристотеля, имеют место в обществе и вызывают доверие у граждан. Считал, что есть люди, которые по своей природе не способны осуществлять самостоятельной деятельности и жить свободно. И могут лишь воспринимать приказания другого лица – рабы. «…в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же к властвованию». Был сторонником частной собственности и выступал против коммунизма. «люди заботятся все более о том, что принадлежит лично им; менее они заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого».
13 Аристотель, наряду с философией, этикой и другими областями знания, по существу заложил основы политической науки и определил многие ее понятия. Причем наследие Аристотеля столь обширно, что невозможно охарактеризовать все его разделы. Учение Аристотеля является своеобразным синтезом и дальнейшим развитием предыдущих подходов к политико- правовой проблематики. Он акцентирует внимание на политической природе человека, как на основе, определяющей отношения и взаимосвязи людей в их общественной, политической, нравственной и правовой жизни.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.