Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарфа Демидова
1 История кубанского костюма Женский костюм
2 Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» прекрасный), «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
4 Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке значит, суженый на службе.
5 Золотое кольцо на правой руке замужем, на левой разведенная (развод «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки вдова. Второе кольцо умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
6 Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
7 Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
8 Костюм конца XIX начала XX веков. Слева направо: девушка в кубельке с завеской; донская казачка в «парочке» юбке и кофте; замужняя кубанская казачка в шали с «файшонкой» на голове; уральская казачка- старообрядка в сарафане, в шитом золотом поясе
9 Верхнедонская казачка в XVII веке
10 Жена старшины в праздничном наряде. XVII - XVIII века
11 Казачка- вдова и девушка, на ее груди казачье украшение «жерьёлок». XVII-XVIII века
12 Повседневная сорочка и юбка кубанской казачки- черноморки. XX век
13 Праздничные женские туфли черевички
14 Нижнедонская казачка в повседневном костюме с фартуком- «завеской». XVII век
15 Фрагмент традиционной вышивки «крестом»
16 Фратмент вышивки «гладью»
17 Женские пояса. Верхний терский, нижний донской. Изготавливались из кожи, украшались серебряными застежками, вышивкой, бисером, жемчугом, обшивались галуном
18 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.