Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИлья Пинаев
1 Планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя «Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.» М. Рустам (индийский ученый)
2 Законодательные и нормативно-правовые документы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод; Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; Трудовым Кодексом РФ; Законом РФ «Об образовании»; Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой г.; федеральными и региональными программами образования; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений; региональными нормативно-правовыми документами; нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций; локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
3 Документация воспителя Документация может быть систематизирована в следующих папках: информационно-нормативная (01), планирования и анализа (02), организации воспитательно- образовательной работы (03).
4 Информационно-нормативная документация воспитателя: 1.Служебные и должностные инструкции 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке. 2. Общие сведения о группе: 2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ) Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года) Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках) Листки адаптации (для вновь поступивших детей) Сведения о детях и их родителях.
5 3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса 3.1. Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем) Перспективное планирование по разделам программы Материалы для диагностики по основным разделам программы Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
6 Воспитательно-образовательный процесс Планирование основа содержания воспитательно- образовательной работы в ДОУ. План это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития. План это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
7 Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План не просто отчетный документ, главное в нем рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени. План это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
8 Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
9 Недостатки и ошибки в календарных планах случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя; вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю; перегруженность (недогруженность) планов; отсутствие дат; расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания; отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игратруд обучение); пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы; календарные планы представлены в виде перспективных; нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится; не прописывается индивидуальная работа с детьми.
10 Технология разработки календарных планов Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели. Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ. Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической. Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности). Соответствие программно-методическому обеспечению. Включать все виды деятельности.
11 Принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт). Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов. Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия). Учтены время года и погодные условия. Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 34 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком. Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи. Должна быть прослежена работа с родителями
12 Алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения Титульный лист Список детей группы План работы с родителями Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ) Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты) Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми Планирование самостоятельной деятельности детей Планирование гимнастик Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности (методическое пособие «Здоровье детей – забота общая») Рекомендации специалистов
13 «Варианты календарного планирования воспитательно- образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении». План работы с родителями Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель. Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.
14 «Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми». Утренний отрезок времени. Прогулка. Вечерняя прогулка. Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
15 «Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми». По содержанию утренний отрезок времени включает: игровую деятельность, беседы с детьми, рассматривание предметов и иллюстраций, короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни. Количество видов деятельности в утренние часы: в младшей и средней 3-4 вида, в старшей подготовительной группе 4-6 видов в зависимости от детей группы.
16 «Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми». Планирование прогулки В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения); затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями; трудовая деятельность детей. Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей
17 Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. В качестве «видов тем» могут выступать «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Примерный цикл тем ( Таблица 1, 2, 3) разрабатывается для каждой возрастной группы ДОУ на учебный год на основе изучения: -содержания комплексной и парциальных программ, реализуемых в ГДОУ, --национально-культурных и природных особенностей региона; -актуальных интересов детей; -календаря праздников и праздничных дат на текущий год;
18 Таблица 1 Комплексно-тематическое перспективное планирование Цикл тем в группе __________________________ на учебный год (на год, полугодие) – I вариант Мес яц Номер недели месяца ТемаРазвернутое содержание работыФорма и название итогового мероприятия (события/праздника, др.) ТемаПознавательно- речевое Социально- личностное Художественно -эстетическое Физичес- кое
19 Таблица 2 Комплексно-тематическое перспективное планирование Цикл тем в группе __________________________ на учебный год (на год, полугодие) – II вариант МесяцНомер недели месяца ТемаФорма и название итогового мероприятия (события/праздника, др.) Сентябрь
20 Таблица 3 Комплексно-тематическое перспективное планирование Цикл тем в группе __________________________ на учебный год (на год, полугодие) – III вариант Названи е недели Развитие речи ФЭМП Экология / Чтение х.л Социальный мир Трудовое воспитание / ОБЖ Ручной труд/ Конструирова ние Лепка/ аппликация День знаний Монито ринг Азбука безопас ности
21 Изучению одной темы уделяется от одной до четырех недель. Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, презентации детских проектов и др. Это повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. Цикл тем может корректироваться в связи с событиями, значимыми для группы/детского сада/города; интересами детей и др. На основе цикла тем разрабатываются примерные комплексно-тематические планы Перспективное планирование содержания воспитательно-образовательной работы представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе: непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми; совместной образовательной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; самостоятельной детской деятельности в условиях развивающей предметной среды группы, стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления. В комплексно-тематических планах отражается взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
22 Таблица 3 (продолжение таблицы) Комплексно-тематический план образовательной работы в группе детского сада по теме: На I – II – III - IV недели (в зависимости от объема материала) Задачи: Итоговые события прогулкаПланируется по структуре на II недели, на месяц ( на каждую неделю – таблица) – планирование прогулки: наблюдения, трудовая деятельность, игровая деятельность, индивидуальная работа ( пустые графы) Создание условий для самостоятельной деятельности детей Книжный уголок: Центр сюжетно-ролевых игр: Центр строительно-конструктивных игр: Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр: Центр продуктивных видов деятельности: Взаимодействие с семьей
23 . Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения. (Таблица 4). В календарном плане выделяется оптимальное время для детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника, в которой формируются новые качества психики и личности ребенка: коммуникативные способности, способность к символизации, произвольность поведения, воображение, фантазия, целеполагание, умственный план действия и др.
24 Таблица 4 План образовательной работы в старшей группе детского сада (календарный) режим н ы е м о м е н т ы режим н ы е м о м е н т ы Облас т и Облас т и Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность детей (создание условий) Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными, художественны ми школами, общеобразовательны ми учреждениями). Групповая, подгрупповая Индивидуальная
25 Расписание непосредственно образовательной деятельности Дни неделиНепосредственно образовательная деятельность I половина дняII половина дня Понедельник ( ) I. Познание: формирование целостной картины мира (предметное/природное окружение/явления общественной жизни) II. Художественное творчество: рисование III. Музыка Вторник ( ) I. Познание: ФЭМП II. Художественное творчество: лепка/аппликация III. Физическая культура Среда ( ) I. Познание: познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) II. Коммуникация/Чтение художественной литературы III. Музыка Четверг ( ) I. Познание: формирование целостной картины мира (предметное/природное окружение/явления общественной жизни) II. Художественное творчество: рисование III. Физическая культура Пятница ( ) I. Коммуникация/Чтение художественной литературы II. Физическая культура Недельная образовательная нагрузка: 6.15
26 Непосредственно образовательная деятельность Таблица 4 (продолжение таблицы) Непосредственно образовательная деятельность ( в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности) Образовательная область : Тема. ( Источник) Цель: Виды детской деятельности (формы работы педагога с детьми) Планируемые результаты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.