Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПавел Карпович
1 «Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.Шукшина Материал к уроку литературы в 11 классе
2 Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе : «деревенской прозы», «городской», или «интеллектуальной», прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в е годы 20 века.
3 В центре внимания писателей- «деревенщиков» была послевоенная деревня, нищая и бесправная. Колхозники до начала 60-х гг. не имели паспортов и без специального разрешения не могли покидать «места прописки». Сами писатели были в основном выходцами из деревни.
4 Сутью направления стало возрождение традиционной нравственности. Именно в таком русле «деревенской прозы» сложились такие писатели, как Василий Белов Валентин Распутин Фёдор Абрамов Виктор Астафьев
5 Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают традиции русской сказочной речи, развивают то, что было сделано еще «крестьянской литературой» 20-х гг.. Поэтика «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны были заменить дискредитировавшую себя государственную идеологию.
6 После того, как крестьяне получили паспорта и смогли сами выбирать себе место жительства, начался массовый отток населения, особенно молодого, из сельской местности в города. Оставались полупустыми, а то и вовсе обезлюдившие деревни, где царила бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей
7 В чем причина таких бед? Ответ на этот вопрос писатели видели в последствиях военных лет, когда силы деревни были надорваны.Главная причина раскрестьянивания проистекала из Великого перелома – насильственной коллективизации.
8 «Деревенская проза» дала картину жизни русского крестьянства в 20 веке, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: Октябрьский переворот и гражданскую войну; Военный коммунизм и НЭП; Коллективизацию и голод; Колхозное строительство и индустриализацию; Военные и послевоенные лишения; Всевозможные эксперименты над сельским хозяйством; Деградацию.
9 Она продолжала традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Это и шукшинские «чудики», и распутинские мудрые старухи и опасные с своём невежестве и вандализме «архаровцы», и многотерпеливый беловский Иван Африканович.
10 Горький итог подвёл «деревенской прозе» В.Астафьев: «Мы отпели последний плач…о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревне, нашего крестьянства. Но это кончилось. Сейчас идут только жалкие подражания книгам, которые были созданы лет назад. Подражают те наивные люди, которые пишут про уже угасшую деревню. Литература теперь должна пробиваться через асфальт.»
11 Василий Макарович Шукшин ( ). Он из крестьянской семьи, его родина – с.Сростки на Алтае. Служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист. Как писатель начинал с публикации рассказов в 1961г. В ж. «Октябрь», через 2 года вышел его сборник – «Сельские жители».
12 Герои рассказов Шукшина – деревенские люди, сталкивающиеся с городом, или горожане, попавшие в село (часто выходцы из этой же деревни). О себе Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, «у которого одна нога на берегу, а другая – в лодке». И добавлял: «В этом положении есть свои «плюсы»…От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «сюда –оттуда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и о «городе» – о России ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.