Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемzelenkov.ucoz.ru
1 БУДДИЗМ БуддизмБуддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии. БуддизмБуддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии.
2 БУДДИЗМ БуддизмБуддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии. БуддизмБуддизм – самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н.э. в Индии. Буддизм исповедуют около 700 млн. человек. Буддизм распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. Основателем буддизма была реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший к варне кшатриев и проживавший на севере Индии.
3 «Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет» Из наставлений Будды 3
4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА Буддизм стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII в., в Тангутском государстве IX- XIII вв. (северо-западная часть современного Китая) - в X в., в Монголии - во второй половине XVI в. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII-XVIII вв. огромное Джунгарское ханство (простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В настоящее время буддизм распространен в Тайване, Таиланде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри- Ланке, России, Японии. Тибетский буддизм успешно развивается в западных странах. 4
5 Сын правителя одного из царств на севере Индии. Согласно преданию, до 29 лет жил, не выходя из дворца, не знал, что в мире есть бедствия, несчастья, болезни, смерть. Тайно покинув дворец и выбравшись в город, Сиддхартха увидел больного, старика, похоронную процессию и отшельника- аскета. Переодевшись в одежду слуги, он бежит из города и 6 лет проводит в непрерывном аскетическом изнурении плоти. После разочарования в аскетизме на Сиддхартху снисходит озарение. Он становится Буддой (просветлённым). Ему открываются 4 благородные истины.Буддой Вокруг Будды собираются последователи, которые затем начинают распространять его учение по Индии и соседним странам. БУДДА (СИДДХАРТХА ГАУТАМА) годы жизни гг. до н.э. Место рождения Будды Религиозный мыслитель, чьё учение стало основой одной из трёх мировых религий - буддизма 5
6 ТРИПИТАКА – «СВЯЩЕННАЯ КНИГА» БУДДИСТОВ Трипитака (санскр., «Три корзины»; пали., Типиìтака) - свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды на Первом Буддийском соборе в Раджагрихе (около 477 г до н.э.). Окончательную редакцию Трипитака получила на Третьем буддийском соборе в Паталипутре в III веке до н.э., а записана была в 80-х годах до н.э. на Цейлоне. Трипитака состоит из трех разделов: 1. Виная-питака (собрание дисциплинарных правил: содержит в основном правила поведения буддиста и организации буддийской общины). 2. Сутта-питака (собрание текстов: содержит изложение учения буддизма в его первоначальной форме и состоит из пяти частей): a. Дигха-никая (собрание длинных рассуждений). b. Маджхима-никая (собрание рассуждений средней длины). c. Самьютта-никая (собрание связанных рассуждений). d. Ангуттара-никая (собрание рассуждений, большее на один член). e. Кхуддака-никая (собрание коротких рассуждений). 3. Абхидхамма-питака (изложение учения буддизма в схоластической манере). 6
7 ИДЕОЛОГИЯ БУДДИЗМА На основе изучения философского наследия ведизма и брахманизма, шести лет отшельничества, занятия йогой Гаутама открыл 4 великие истины, стал просветленным – Буддой Принципа перерождения (сансары)сансары Идеи воздаяния (кармы)кармы Праведного пути (дхармы) ОСОБЕННОСТИ БУДДИЗМА В буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, независимо от их этнического и социального происхождения. Перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозную жизнь. Человек может вырваться из сансары только индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный «праведный путь», и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП БУДДИЗМА – ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ В ОСНОВЕ ВЕРОУЧЕНИЯ НАХОДИТСЯ ИДЕОЛОГИЯ: 7
8 ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА ЧЕТЫРЕ «БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ» Сущность жизни есть страдание Причина страданий - желания и привязанности Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности Для этого необходимо вести добродетельскую жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ БУДДИЗМА СВОДИТСЯ К ПРИЗЫВУ К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ВСТАТЬ НА ПУТЬ ПОИСКА ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ, ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ВСЕХ ОКОВ, КОТОРЫЕ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Освобождение обретается в нирване НИРВАНА Это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание» Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, т.е. Нирвана - свобода Просветление и нирвана достигается ценой собственных усилий путем проделывания пути по «восьмеричной дороге» 8
9 ВЕХИ «ВОСЬМЕРИЧНОГО ПУТИ» «ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» Правильные взгляды, т.е. взгляды, основанные на «благородных целях». Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу по имя истины. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая. Правильное поведение, т.е. непричинение зла. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. ХИНАЯМА Узкий путь спасения, который предполагает относительно жесткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли члены сангхи- монастырской общины. Сводится к пяти заповедям: воздерживаться от МАХАЯНА Широкий путь спасения, который предполагает возможность обретения нирваны мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. Сводится к пяти заповедям: воздерживаться от: убийства; воровства; прелюбодеяний; лжи; возбуждающих напитков. ПУТИ СПАСЕНИЯ 9
10 БХАВАЧАКРА – «КОЛЕСО ЖИЗНИ» Неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары) Они формируют сознание (виджняна) Сознание определяет характер намарупы физического и психического облика человека Нама-рупа способствует формированию шести чувств (аятана) - зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек Привязанность приводит к хождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати) А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Бхавачакра Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): 10
11 КОЛЕСО ЖИЗНИ 11
12 «ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ» БУДДИЗМА 12
13 БУДДИЙСКИЕ МОНАСТЫРИ Ежедневный распорядок дня включает в себя чтение сутр, медитации, работу, перерывы на еду и отдых. Нарушается он только в период начала учебы: зимой или летом по три месяца. В это время монахи не могут покидать пределы монастыря, и даже отшельники должны вернуться в родную общину. Иногда такая учеба может продолжаться годами: монах в пределах монастыря строит хижину из тростника и бамбука. Не выходя из нее продолжительное время, монах медитирует и читает сутры. Медитирует он в позе лотоса, на единственном предмете мебели – бамбуковой кровати. Едой обеспечивает его послушник. При этом оба хранят полное молчание. Каждый монах должен соблюдать 308 правил, которые дважды в месяц зачитываются на общем собрании. Для этого все монахи собираются в зале Будды, а послушники – в соседнем. Причем послушники не подчиняются 250 правилам бхикшу и 58 бодхисаттвы – ими руководят только 10 начальных. Буддийский монастырь - сложный комплекс с храмом, ступами (пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания монахов, столовыми, философскими школами, со специальными залами для занятия медитацией и др. Обряд посвящения в монахи связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе» 13
14 ПРАЗДНИКИ БУДДИЗМА Весак Это день рождения Гаутамы Будды, а также момент его просветления и смерти. Праздник попадает на день полнолуния второго месяца индийского календаря. В этот день принято украшать местные храмы и зажигать фонарики с наступлением темноты, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Асалха, день Дхармы Достигнув Просветления, Будда устремился в Бенарес к пяти известным ему аскетам, чтобы они узнали об их Дхарме и достигли Просветления. Это произошло в июле (лунный месяц Асалха), в день полнолуния. Отмечая Асалху, буддисты оценивают то, что Будда просветил людей о Дхарме с помощью «Учения о Приведении в Движение Колеса Истины» - его первого учения. Помимо этого, само отмечание Асалхи свидетельствует о возникновении Сангхи. В данный день первых пять приверженцев начали считать членами Сообщества посредством того, что они руководствовались словами Будды. Катхина, день Сангхи Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь). Миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое одеяние (катхина-чивара). Это одеяние даруется Сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь. 14
15 ХИНАЯНА И МАХАЯНА В СРАВНЕНИИ ПУНКТ РАЗЛИЧИЯ ХИНАЯНА (южный, ортодоксальный) МАХАЯНА (северный) Понимание личности Будды Человек, один (Гаутама) Одно из воплощений Бога – Единой сущности >> будд много Путь к Спасению Трудный, узкий, для избранных. Медитация в уединении. Широкий, для многих. Связь с деятельностью в мире (постепенное обучение, накопление заслуг) Идущие по этому пути Монахи, живущие обособленными общинами … и миряне Помощь на этом пути Нет (самостоятельные внутренние усилия, концентрация) Да (особые люди – боддхисаттвы – принимают на себя дурную карму других). Создается запас «религиозных заслуг». Вступление в нирвану Абсолютная цель для каждого индивида Можно отложить ради спасения других; потом вступят все живые существа одновременно Отношение к миру Квиетизм, созерцательное сочувствие Идеал деятельного служения 15
16 ЛАМАИЗМ Сформировался в VII в.н.э. Представляет собой синтез махаяны, тибетского буддизма и добуддийских архаичных верований народов. Вероучение представляет собой довольно примитивную космологию, в которой сильно выражены хитросплетения, сокровенный текст, магия. Обладает довольно обширным и разветвленным пантеоном богов. В качестве живого бога рассматривается Далай-Лама. Широко распространено в Монголии, Непале, России (буряты, калмыки, тувинцы). Одной из ведущих форм ламаистского обряда является молитва, которая произносится на тибетском языке. Широко распространена в ламаизме вера в талисманы. Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа и буддистов-ламаистов во всех странах. Буддисты верят, что Далай- ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. 16
17 БУДДИЗМ В РОССИИ В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России. Для народов Бурятии, Тувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними традициями, стал частью национальной культуры. В 1763 г. был утвержден избранный на собрании ширээтэ лам (настоятелей) дацанов Бурятии первый Пандита Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев (1702–1777), который являлся главным духовным деятелем, руководителем всех дацанов в Бурятии. Д-Д. Заяев получил образование в Гоман-дацане в Тибете. Традиционный буддизм школы Гелуг распространен в 10 регионах России: Бурятии, Туве, Калмыкии, Якутии, Хакассии, Усть-Ордынском и Агинском национальных округах. Буддийская церковь возглавляется Центральным духовным управлением буддистов. Председатель правления имеет титул «Бандидо-Хамбо-Лама». Его резиденция помещается в Иволгинском дацане, недалеко от Улан-Уде. Всего в России зарегистрировано более 60 буддийских общин. В России открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы - светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры, основанный в гг. и относящийся к школе Нитирэна. В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью занимается общество китайского буддизма Свет Будды, с 1991 г. действует тибетский храм, посвященный божеству Калачакре. 17
18 Буддисты верят в Будду (Просветление); Бодхисатву (только Махаяна) Сансару – перерождение (колесо жизни); Карму – воздаяние; Дхарму – праведный путь (учение Будды); Четыре благородные истины; Нирвану – спасение (два пути спасения); Восьмеричный путь Нормы морали Восьмеричный путь; Не причинение вреда окружающим; «Панча-шила»- пять заповедей (не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй возбуждающих напитков); Запреты (распространяются на послушников и монахов) Верховная сущность Атеистическая религия – главная цель – само- совершенствование; Махаяна –Будда – обожествленный человек; Ламаизм –Далай-лама – обожествленный человек Культ буддиста Молитва; Пост; Медитация; Обряды; Чтение священных книг; Праздники; Миссионерство; Пропаганда учения; Приношения в храм; Массовые церемонии; Традиционные одежды монахов Церковь Церковь Единой религиозной организации нет. Община буддистов - Сангха Священные книги Священные книги Типитака (три корзины) Буддизм основан в VI веке до н.э. в северной части Индии. Основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.