Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДанила Ларин
1 Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2
2 Информационный менеджмент – это совокупность методов и средств управления информацией. Информационный менеджмент представляет собой технологию управления, компонентами которой являются: –документальная информация, –персонал, –технические и программные средства обеспечения информационных процессов –и процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
3 Информационный менеджмент – это управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах предприятия (организации). Основная цель информационного менеджмента – обеспечение эффективного информационного обслуживания управленческого персонала предприятия, т.е. предоставление необходимой для принятия решений информации в нужное время в требуемом виде.
4 Основные задачи информационного менеджмента Качественное информационное обслуживание процессов управления; Управление информационными ресурсами предприятия; Управление процессами обработки информации; Управление коммуникационными процессами; Планирование и Управление информационными потребностями управленческого персонала; Управление проектом информационной системы в ходе ее внедрения и развития; Решение возникающих информационных проблем; Управление безопасностью и доступностью информационных сервисов; Управление изменениями и конфигурациями ИС; Управление себестоимостью услуг.
5 Информационная служба (отдел) (ИТ-подразделение) Создается на предприятии для решения задач информационного менеджмента. Ее задача – создание системы управления внутрифирменной информацией Ее структура зависит от структуры управления, принятой в организации и определяется набором функций, выполнение которых необходимо для решения задач бизнеса.
6 Особое значение приобретает информационный менеджмент при эксплуатации корпоративных ИС, поддерживающих большое число бизнес- процессов и требующих создания сложнейших ИТ-инфраструктур. ИС обслуживают бизнес-подразделения предприятия, которые являются потребителями информационных услуг. Эффективность бизнеса зависит от того, насколько эффективны эти услуги.
7 Деятельность предприятия сильно зависит от работы ИТ-подразделения, а обслуживание ИС перестает быть чисто технической задачей и становится неотъемлемой частью бизнеса. Создание ИС рассматривается как инвестиционное направление деятельности предприятия. Необходима оценка эффективности вложений в эту сферу, ИТ-бюджет должен быть обоснован перед руководством.
8 Работа ИТ-службы должна быть экономически эффективной. Экономический результат, который может быть получен за счет использования возможностей современных ИС, во многом зависит от того, как ими управляют, т.е. от качества информационного менеджмента.
9 Эффективная система информационного менеджмента опирается на ряд технических и организационных решений Расходы на поддержание надежной работы ИС должны быть соотнесены с финансовой оценкой рисков для бизнеса в случае отказов и сбоев ИС.
10 Важнейшие задачи при управлении информационными ресурсами: Поддержка работоспособности ИС; Окупаемость инвестиций; Создание информационной инфраструктуры; Ее сопровождение и развитие; Поддержка принимаемых решений.
11 Информационный менеджмент – специализированная область менеджмента, выделенная в конце 70-х годов.
12 Сфера информационного менеджмента – совокупность всех необходимых для управления решений на всех этапах жизненного цикла предприятия, включая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только информации (данных и знаний) так, чтобы любой менеджер получал только релевантную информацию, но и других ресурсов предприятия, входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и др.
13 Возникновение ИМ связано с эволюционным развитием бизнес- процессов коммерческих предприятий, необходимостью применения ИКТ для адекватности бизнес-процессов конкурентному окружению этих предприятий. Основной функцией ИМ является развитие ИС на предприятии для обеспечения ее соответствия основным целям и направлениям развития бизнеса предприятия.
14 При выполнении функций ИМ решаются следующие задачи: Совершенствование системы управления предприятия в целом Планирование и внедрение ИС Ориентация развития ИС на решение проблем бизнеса Эффективное использование ресурсов и минимизация затрат ИС Повышение эффективности эксплуатируемой ИС Повышение конкурентоспособности предприятия
15 При реализации задач ИМ в корпоративной культуре предприятия должны формироваться следующие установки: ИС должны рационализировать процессы предприятия, а не консервировать существующие неэффективные схемы управления Развитие ИС требует постоянного внимания как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия Создание корпоративной культуры управления, интегрированной на основе ИС Формирование системы перемен в бизнес- процессах и соответствующей мотивации труда, необходимой для поддержки развития ИС персоналом
16 Руководитель ИМ на предприятии должен адаптировать ИКТ к бизнесу в зависимости от уровня организационной зрелости, пользуясь тремя основными организационными моделями: Децентрализованной (построение локальной ИС) Централизованной (комплексная ИС) Интегрированной (КИС)
17 ИМ предприятия – это профессиональная деятельность, связанная с: Разработкой и внедрением ИС как составляющей управленческих технологий Информационным обслуживанием пользователей Управлением информационными ресурсами пользователей ИС Управлением ИС-службой предприятия с учетом человеческого фактора Информационной логистикой
18 Выделение ИМ предприятия в специфический вид деятельности обусловлено факторами: Значительным объемом функций и задач, связанных с организацией сбора, обработки и передачи информации, не зависящих от специфики конкретного предприятия Относительной независимостью базовых ИС от содержания рабочих процессов обработки данных Относительной независимостью жизненного цикла ИС предприятия и технологических циклов обслуживания информационной техники от основных рабочих процессов предприятия Перманентным характером изменений в технологической среде ИС и организационной структуре информационных процессов предприятия
19 Основная функция менеджмента ИС-службы предприятия: Организация и обеспечение системы необходимых рациональных взаимодействий между пользователями и ИС предприятия
20 Ключевые функции и область ответственности информационного менеджера Управление созданием, развитием и использованием информационных ресурсов предприятия (в контексте текущих задач и с учетом перспектив развития предприятия) Управление комплексом вопросов оптимизации рабочих процессов на основе внедрения и применения ИКТ (включая организационно- структурное развитие, переподготовку персонала) Планирование, контроль, стимулирование и мотивация индивидуальной и коллективной информационной деятельности сотрудников, формирование информационной культуры, адекватной назначению, целям и задачам, стратегии и статусу предприятия
21 Расширение функций информационного менеджера: Инициативное информационное обслуживание – активность в поиске потенциально полезной информации и ее доведение до сотрудников предприятия Проведение систематической инвентаризации и оценки накопленных информационных ресурсов с точки зрения их соответствия потребностям задач развития менеджмента предприятия Инициативное выявление неудовлетворенных потребностей пользователей ИС предприятия в информационных ресурсах и ИКТ Анализ и оценка потенциала новых ИКТ с точки зрения возможностей и целесообразности их использования в ИС предприятия Регулярное информирование пользователей о появлении новых ИКТ и информационных ресурсов Мониторинг, идентификация и диагностика проблем, с которыми сталкиваются пользователи при взаимодействии с ИС предприятия
22 Сфера деятельности информационного менеджера Информационный менеджер – сотрудник, который занимается планированием в области ИС, принимает решения об архитектуре и структуре ИС, занимается вопросами организации внедрения, эксплуатации и сопровождения ИС, занимается решением тех задач, которые выделены в задачи информационного менеджмента
23 При повышении уровня зрелости предприятия меняются задачи ИС- службы ИС-служба вместо обеспечения работы ИС переходит к обеспечению сервисов, т.е. информационно-техническому обслуживанию (ИТО) Особенность ИТО – его преимущественная направленность на выявленные устойчивые информационные потребности определенных групп пользователей. Реализация ИТО предполагает выполнение ИС-службой стандартизированных в рамках предприятия видов работ
24 Концепция информационно-технического обслуживания – Information Technology Service Management (ITSM) предполагает качественно новый подход к организации ИС-служб: Управление ИС как бизнесом Тесная привязка деятельности ИС-службы к основной деятельности предприятия Переход к процессной модели управления ИС- службой на базе отраслевых рекомендаций (ITIL) ИС-служба выступает в роли поставщика определенных услуг для функциональных подразделений, отношения между ними формируются как отношения «постащик услуг – потребитель услуг».
25 Различные подходы к задачам информационного менеджмента Существуют два направления информационного менеджмента: информационный менеджмент рассматривает вопросы применения ИТ в целях решения общих задач менеджмента компаний, государственных организаций информационный менеджмент рассматривает вопросы и задачи управления и развития ИС
26 Первое направление рассматривает вопросы и задачи информационного менеджмента как частные вопросы автоматизации работы менеджмента компаний. В этом случае ИС играют роль технического обслуживания, вспомогательной функции. Информационный менеджмент рассматривает применение ИС к задачам менеджмента.
27 Второе направление является более глобальным и отражает позицию специалистов в области ИС. Рассматриваются вопросы информационного обеспечения (вся совокупность данных и подсистем обработки информации внутри объекта) различных отраслей деятельности.
28 Второе направление информационного менеджмента является более системным и позволяет объединить весь комплекс задач применения ИТ для решения задач управления предприятиями и организациями.
29 Понятие информационного менеджмента Информационный менеджмент – это дисциплина об управлении информационными ресурсами предприятия для обеспечения целей его функционирования.
30 Под информационным менеджментом будем понимать весь комплекс вопросов, связанных с управлением ИС различных сфер и уровней управления
31 Информационный менеджмент охватывает весь жизненный цикл ИС от планирования до использования с целью эффективного использования информационного ресурса.
32 В западной практике употребляется термин ИТ-менеджмент (IT Governance), который определяется как система управления и контроля организационных взаимоотношений и процессов, направленная на достижение стратегических целей компании посредством использования ИТ и минимизации риска их применения. (Это определение близко к официальному определению Института управления ИТ (IT Governance Institute) и Ассоциации контроля и аудита ИС (ISACA))
33 Основная цель ИТ-менеджмента - это достижение стратегических целей компании посредством ИТ. Важная задача ИТ-менеджмента – достижение соответствия различным внешним и внутренним требованиям качества, международным и местным стандартам, законодательным актам, общепризнанным подходам и методологиям в области ИТ.
34 Задачи информационного менеджмента в направлениях деятельности: Формирование технологической среды информационной системы. Развитие и обслуживание информационной системы. Планирование в среде информационной системы. Формирование организационной структуры в области информатизации. Использование и эксплуатация информационных систем. Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ. Управление персоналом в сфере информатизации. Управление капиталовложениями в сфере информатизации. Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов.
35 Задачи информационного менеджмента в области формирования технологической среды ИС Имеются в виду не проектные работы по созданию ИС, а решения менеджера в качестве представителя заказчика, в порядке выработки технического задания. Необходимо выяснить следующие важные вопросы: всегда ли стремиться использовать новейшие средства информатизации и при этом рисковать из-за их незавершенности; какую степень децентрализации ИС необходимо выбрать; Выбрать международные нормы проектирования и эксплуатации ИС или предпочесть нормы одного определенного изготовителя и связать себя с этим изготовителем; по какому глобальному критерию следует выбирать поставщика.
36 Задачи информационного менеджмента в области развития и обслуживания информационной системы Существует взаимосвязь развитие- обслуживание. Растущий объем обслуживания усложняет развитие ИС, приводит к росту невыполнимых планов. Это связано с затратами финансовых и человеческих ресурсов, потерями в результате простоев. Следует принимать решения: О соотношении готовых ИС и собственных разработок О соотношении обслуживания у поставщика и собственными силами.
37 Задачи информационного менеджмента в области планирования в среде ИС Различают стратегический информационный менеджмент и оперативный информационный менеджмент. Причем между этими уровнями существуют отношения подчиненности, т.е. цели, определяемые на стратегическом уровне, реализуются на оперативном.
38 Задачи информационного менеджмента в области формирования организационной структуры в сфере информатизации Организационная структура ИС должна соответствовать организации основной деятельности предприятия. Общепринятой основой решения задач проектирования и организации в области ИС является структурный подход
39 Задачи информационного менеджмента в области использования и эксплуатации ИС Использование ИС должно быть максимально эффективным с точки зрения использования мощностей ИС и занятости персонала. Эксплуатация ИС должна максимально удовлетворять интересы пользователя.
40 Задачи информационного менеджмента в области формирования инновационной политики и осуществление инновационных программ Готовность к инновациям в области ИС является важным фактором, вследствие большой динамичности ИТ. Задачей информационного менеджмента передовой компании является выявление перспективных направлений в развитии ИТ и преобразования их в инновационные проекты.
41 Задачи информационного менеджмента в области управления персоналом в сфере информатизации Максимальное использование кадрового ресурса предприятия Планирование повышения квалификации пользователей ИС Создание специальных программ повышения квалификации персонала в области ИТ и ОИ с учетом инновационных программ предприятия.
42 Задачи информационного менеджмента в области управления финансами ИС Финансовые затраты должны быть эффективны: окупаться в запланированные сроки, приносить доход. Задачи информационного менеджмента: Решение вопросов инвестирования в ИТ, создание и развитие ИС Оценка совокупной стоимости владения ИС
43 Уровень развития ИС организаций, значимость ИТ для деятельности компании делает ИТ-подразделение неотъемлемой частью бизнеса. Сложность задач в управлении ИС приводит к необходимости разработки стратегий в области ИТ и ведения специализированного менеджмента – информационного менеджмента
44 Специальность «Информационный менеджер», квалификация – менеджер Область профессиональной деятельности: –Использование ИТ и ИС для разработки и эксплуатации эффективных систем управления; –Эффективное управление информацией как стратегическим бизнес-ресурсом; –Разработка информационной стратегии организации и руководство ее реализацией; –Управление взаимоотношениями между ИТ, ИС и бизнесом; –Разработка архитектуры ИС и ИТ-инфраструктуры организации; –Управление ИС на всех стадиях их ЖЦ; –Организация эффективной деятельности ИТ- подразделения; –Организация и осуществление консультативных, образовательных и аудиторских услуг в области ИТ и ИС.
45 В России приобретают значимость программы подготовки менеджеров высшего звена: МВА/MBI (Master of Business Information – Мастер делового администрирования со специализацией «Информационный менеджер») CIO (Chief Information Officer)
46 Профессиональные стандарты в области ИТ для профессий (2008г.): Программист Системный архитектор Специалист по информационным системам Системный аналитик Специалист по системному администрированию Менеджер информационных технологий Менеджер по продажам решений и сложных технических систем Администратор баз данных
47 4-й квалификационный уровень Направление деятельностиДолжности Консультирование пользователей Обеспечение потребностей внутренних и внешних заказчиков Взаимодействие с заказчиками и поставщиками Обеспечение и контроль информационной безопасности Контроль качества выполняемых работ Заместитель руководителя группы Заместитель начальника отдела эксперт
48 5-й квалификационный уровень Направление деятельностиДолжности Управление работой подразделения Планирование развития отдела в рамках плана развития ИТ- подразделения Взаимодействие с заказчиками и поставщиками Обеспечение информационной безопасности Контроль выполнения проектов Оперативный анализ деятельности ИТ-подразделения Подготовка предложений по автоматизации деятельности подразделений организации Обеспечение квалификационного уровня персонала Руководитель группы начальник отдела эксперт Ведущий менеджер по ИТ
49 6-й квалификационный уровень Направление деятельностиДолжности Планирование, обеспечение, управление, контроль и анализ деятельности ИТ- подразделения Взаимодействие со смежными ведомствами и организациями, с заказчиками и поставщиками Обеспечение потребностей внутренних и внешних заказчиков Управление ресурсами подразделения Ответственность за распределение ресурсов Директор департамента начальник управления Директор организации по ИТ Советник Технический директор Директор по стратегическому развитию
50 7-й квалификационный уровень Направление деятельностиДолжности Формирование стратегии в области ИТ как составной части корпоративной и бизнес- стратегии организации Создание конкурентных преимуществ и дополнительных ценностей для потребителей на основе использования ИТ Персональная ответственность за распределение ресурсов и результат деятельности Директор департамента начальник управления Директор организации по ИТ Директор по стратегическому развитию Вице-президент по ИТ Вице-президент по стратегическому развитию Руководитель ИТ-направления в корпорации, холдинге, отрасли
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.