Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Ястребова
1 на тему: Направленность и ценностные ориентации личности Презентация к проектной работе
2 Философия образования Выявление исходных культурных ценностей – одна из основных задач современной философии образования Характеризуя образование в любой исторический временной промежуток, прежде всего выявляются цели образования и ценности данного общества.
3 Ценности образования человека в российской педагогической школе дореволюционного периода Христианские духовные ценности Общецивилизационные ценности РелигияБогВераСовестьЛюбовьНаукаЗнаниеПросвещение Культурное наследие Ценность личности важнее ценности общества
4 Педагогическая система А.С. Макаренко Ориентирована на государственно-общественные ценности Организация образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком Трудовое воспитание Образование
5 Принципы гуманистической парадигмы образования Свобода Главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность ЕдинствоПринятие РавенствоСоразвитие ДиалогизмСосуществование
6 Государственная политика в области образования Одна из наиболее важных жизненных ценностей граждан – возможность получения качественного образования Содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Возможность включения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии
7 Личностные характеристики выпускника начальной школы Любящий свой народ Уважающий и принимающий ценности семьи Любящий свой край и свою Родину Уважающий и принимающий ценности общества
8 Психологические основы воспитания и обучения Направленность – система устойчивых мотивов, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, ценностей, определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Это отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие. (Б.Ф. Ломов). Ценностные ориентации – форма включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта. (В.Г. Алексеева).
9 Классификация ценностей (подход С.С. Бубновой) Ценности-идеалы (гуманистические и социальные уважения, достижений, социальной активности; духовные познавательные, эстетические) Ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств Ценности-свойства, проявляющиеся в жизнедеятельности и являющиеся свойствами личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.)
10 Педагог должен обладать компетенцией особого рода: понимание личности учащегося, воспитанника, присущей ей ценностей, смыслов, направленности; понимание собственной личности, присущих ей ценностей, смыслов, направленности; построение новых профессионально- личностных смыслов; рефлексия характера педагогического воздействия на личность ребенка, его ценностно- смысловую сферу.
11 Аксиология – современная отрасль педагогики Аксиология ( греч. axia ценность, logos слово, учение ) философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам Педагогическая аксиология занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями
12 Формирование ценностных ориентаций Интериоризация (присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения) Идентификация (воспроизведение в качестве субъекта себе другого человека; его, а не свои цели) Интернализация (процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Воспитательная и образовательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования
13 Динамика изменения личности прогноз, целеполагание, проектирование (у личности устанавливается система ценностных ориентаций, иерархия ценностей, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности) преобразование личности на основе присвоения ценностей (происходит самопознание, самооценка личности, формируется образ «Я», включается переоценка ценностей, их большая дифференциация) 1 фаза 2 фаза 3 фаза присвоение ценностей общества личностью (у личности формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций )
14 Терминальные ценности (подход Д. А. Леонтьева) Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) Абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество) Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) Ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь) Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) Ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других) Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) Пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость)
15 Инструментальные ценности ( подход Д. А. Леонтьева ) Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам, чуткость) Ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность) Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) Конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) Альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов) Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля ) Ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов) Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) Ценности непосредственно- эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость)
16 Вечные ценности (В. Франкл) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он дает обществу ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь
17 Возрастные особенности формирования ценностных ориентаций Взаимодействием с новыми партнерами – организованной группой сверстников и учителями подросток Имеет собственные оценки об окр. действительности, начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окр. предметах и явлениях, а также о самом себе Главным новообразованием является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности, появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни. «Кем быть?» и «Каким быть?», мл.школьник юность дошкольник взрослость Осуществление намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировка при затруднениях в достижении
18 Влияние на формирование ценностных ориентаций Учитель- предметник Классный руководитель Школьный психолог Собственная профессиональная компетентность, собственные идеалы, гражданская позиция, жизненные установки, собственные ценностные ориентации влияют на те же качества обучающегося
19 Предметная область введены предметы духовной направленности ( где рассматриваются вопросы морали и нравственности, вопросы толерантности к разным конфессиям., позволяющие человеку осознать, что он дает обществу) объяснение значимости изучаемого предмета, исторический путь развития предметной области (показать истоки необходимости изучения данного раздела в школьный период. Ведь известно, что без прошлого нет будущего) взаимосвязь предмета с миром, окружающим школьника, взаимосвязь с другими предметами, взаимосвязь с различными областями человеческой деятельности
20 Проектная деятельность Необходимость самостоятельности работы учащихся (большая часть деятельности вне урока) Учитель помогает : выбрать тему проекта, определиться со сроками выполнения этапов, задать только направление поисковой работы Инициатива и основная работа со стороны учащихся организация собственной работы работа в группе поисковая деятельность грамотное принятие решений анализ собственной деятельности анализ работы коллектива корректировка деятельности в процессе работы ответственность за принятие решений демонстрация (защита) собственной работы и др. Развитие ценностных качеств: Образ Снегурочки в искусстве
21 Внеклассная работа тематические классные часы (нормы, существующие в социуме, и правила поведения в различных сообществах людей, говорится о гражданских и нравственных позициях человека в государстве и др) познавательные экскурсии, совместное посещение театров, лекций и т.д. участие ребят в различных мероприятиях развивающего направления (спортивные, творческие, познавательные и др.). Ключевая фигура организации данной работы – классный руководитель (Именно его жизненная позиция поможет сформировать детям собственную позицию в жизни, поможет обрести действительные ценности)
22 Пример работы учителей-энтузиастов (личность-созидатель) Создание проекта музея «Русское подворье»: поисковая работа по сбору «предметов старины глубокой» организация работы по изучению истории этих «предметов» создание новых экспонатов по старинным эскизам своими руками проведение мероприятий, связанных с вопросами отечественной и мировой культуры народностей организация старшеклассниками экскурсий по будущему музею для младших школьников организация мастер-классов по созданию событийных элементов прошлого Ценностные ориентации: уважение традиции народностей толерантность организаторские способности себя организация работы коллектива анализ деятельности самоанализ корректирование деятельности презентация работы
23 Спасибо за внимание… «Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья…» Д.С.Лихачев
24 Литература Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008года 1662-р) ( Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373) ( Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897) ( Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. ( Мушкирова А.Н., Боханский филиал БГУ, Россия. О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения ( Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А., Логика в инфоматике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,
25 выполнил учитель математики АОУ гимназии 13 г. Долгопрудного Пантелеева Татьяна Ильинична Презентацию к проектной работе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.