Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНадежда Третьякова
1 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ПОИПКРО
2 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2)
3 Образовательная программа нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса С.Е. Шишов
4 Проблемные зоны Место ОП в системе программно-целевого подхода в управлении образовательной организацией
5 Стратегия Тактика Оперативное управление Программа Образовательная Учебные / Рабочие развитияпрограмма программы Взаимосвязь уровней и программ управления образовательным процессом
6 Программно-целевой подход в управлении в условиях модернизации образования
7 Программа развития образовательного учреждения (Целевая комплексная программа развития образовательного учреждения) Важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно- целевую идеологию развития А.М. Моисеев
8 Место ОП в системе управления школой Программа развития – это, прежде всего, программа реализации стратегических целей для перевода школы в новое качественное состояние (от 3 до 5 лет) Образовательная программа нацелена на решение тактических задач школы (1 год) Учебная программа нацелена на решение оперативных (текущих) задач школы (в течение года)
9 Место ОП в системе управления школой Программа развития ориентирована на «должное» и «возможное» в УВП школы Программ развития нацелена на достижение образа желаемого будущего Образовательная программа отражает реальный УВП школы («здесь и сейчас») Образовательная программа указывает на существующие цели и результаты УВП школы
10 Место ОП в системе управления школой Программа развития: менее структурирована, более концептуальна, основательно проводится проблемный анализ, конкретные планы действий и программы (проекты) разрабатываются в качестве подпрограмм или приложений
11 Место ОП в системе управления школой Образовательная программа: четко структурирована ориентирована на практику проблемный анализ минимален конкретные планы и программы расположены в структуре документа (учебный план, учебные программы, программы внеурочной деятельности…)
12 Место ОП в системе управления школой Учебная программа – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения и методов контроля достигнутого уровня содержания образования
13 Уровни программного управления образовательным процессом Программа развития – стратегическое управление (развитие) Образовательная программа – тактическое управление (функционирование) Учебная программа – оперативное управление (функционирование)
14 Проблемные зоны Выбор школы вида (или видов) ОП
15 Виды образовательных программ (до нового закона РФ «Об образовании») базовая: основного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (1-11 классы) специальная (коррекционная) (2-9 классы) расширенная (5-7 классы) гимназическая (5-11 классы) лицейская (8-11 классы) профильная (9-11 классы) индивидуального обучения (1-11 классы) реабилитационная (1-11 классы)
16 Виды основных образовательных программ Образовательная программа начального общего образования Образовательная программа основного общего образования Образовательная программа среднего общего образования Образовательная программа среднего общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам)
17 Виды основных образовательных программ Образовательная программа гимназии, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля Образовательная программа лицея, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля Адаптивная образовательная программа (коррекционная) В одном образовательном учреждении могут реализовываться одновременно несколько видов образовательных программ
18 Что определяет выбор вида ОП? Характеристика школы и принципов ее образовательной политики Аналитическое обоснование ОП: анализ внешней и внутренней среды школы вытекающие проблемы направления деятельности, цели и задачи
19 Анализ внешней среды школы Федеральная политика в сфере образования Нормативно-правовая база Региональная программа развития образования Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и т.д. Общественный заказ (родители и окружающий социум) Новые научные концепции и теории Информация об опыте работы других школ
20 Анализ внутренней среды школы Статистические сведения об учащихся Сведения о здоровье учащихся Результаты текущей и итоговой успеваемости История, традиции и предыдущий опыт работы школы Материально-финансовые возможности школы Социальный заказ учащихся и педагогов Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся и педагогов Социально-психологический климат (для учащихся и педагогов)
21 Проблемные зоны Структура ОП (целостность, полнота, согласованность)
22 Критерии для оценки ОП в целом ОП соответствует требованиям ч. 10 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Структура ОП соответствует требованиям ФГОС для данного уровня общего образования и включает целевой, содержательный и организационный разделы ОП отражает цели и задачи соответствующего уровня общего образования (ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Содержание ОП обладает методологическим и методическим единством
23 Методологическое и методическое единство Согласование (синергия) дидактического и организационно-педагогического аспектов УВП: - дидактический аспект: уровень содержания образования, учебные программы, учебники и учебные пособия, педагогические технологии; - организационно-педагогического аспект: учебный план, система диагностики и аттестации, режимные условия и т.д. Согласование (синергия) форм и методов организации УВП образовательным возможностям и потребностям учащихся
24 ОП как система (основные подсистемы) Целевой блок: - планируемые результаты - система оценки достижения планируемых результатов Содержательный блок: - программа УУД - программа отдельных учебных предметов
25 ОП как система (основные подсистемы) - программа воспитания и социализации - программа коррекционной работы Организационный блок: - учебный план - система условий реализации ОП - план внеурочной деятельности
26 Структура ОП цели образования (модель выпускника/ уровень образованности) содержание образования (учебная и внеурочная деятельность) организационные формы УВП (ведущие методы и приёмы обучения и воспитания) формы и способы аттестации и контроля результаты образования (критерии и показатели)
27 Основные части ОП пояснительная записка (миссия школы, ценности, адресность ОП) цели и планируемые результаты освоения основной образовательной программы
28 Основные части ОП учебный план (описание инвариантной – 80% и вариативной – 20% частей плана) характеристика: - программы формирования универсальных учебных действий (УУД) учебных программ, соответствующих данному учебному плану
29 Основные части ОП - программы воспитания и социализации учащихся, включающая программу внеурочной деятельности, программу по работе с семьей и общественностью: программа духовно-нравственного развития, воспитания детей программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - программы коррекционной работы
30 Основные части ОП описание: - организационно-педагогических условий УВП - гигиенических требований - педагогических технологий, применяемых для реализации содержания образования - процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута ученика
31 Основные части ОП описание: - ожидаемых образовательных результатов освоения ОП - системы оценки (форм аттестации, контроля и учёта) достижений планируемых результатов учащихся
32 Соответствует СанПиН Содержит все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с требованиями ФГОС соответствующего уровня образования Учебный план согласуется по времени с программами учебных предметов и позволяет выполнить их в полном объеме Отражает соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, установленное ФГОС соответствующего уровня образования Имеет разработанные учебные планы профилей обучения (естественно- научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный) Предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся. Предусматривает выполнение индивидуального проекта Имеется примерный еженедельный график выполнения учебного плана программ учебных предметов Критерии для экспертизы учебного плана
33 Проблемные зоны Создание система изменения учащимся уровня освоения ОП NB: We must learn to measure what we value, rather than value what we can easily measure Мы должны учиться измерять то, что мы ценим, а не ценить, то, что мы можем измерить
34 Качество образования - совокупность таких образовательных результатов, которые обеспечивают возможность успешной социализации школьников
35 Объекты нашего внимания Ключевые компетентности (метапредметные результаты) Социальные компетентности (личностные результаты) Учебно-предметные компетентности (предметные результаты)
36 Ключевые компетентности (метапредметные результаты) - носят сквозной образовательный характер, связаны с формированием у школьников универсальных общих способов действий/средств, которыми должен обладать человек по включению в современные процессы, а также в специфические человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и современной экономики Организация проектной деятельности
37 Социальные компетентности (личностные результаты) носят содержательно - деятельностный характер и связаны с приобретением школьниками социального опыта. Этот опыт приобретается субъектом в собственной деятельности по решению общественно- значимых задач, по осознанию своих социальных позиций и социальных коммуникаций. Такой опыт предполагает наличие способностей одновременно понимать, объяснять и действовать как в сфере определенной социальной компетентности, так и на межкомпетентностном уровне Организация внеурочной деятельности
38 Указывает перечень направлений (или программ), а также формы организации внеурочной деятельности План внеурочной деятельности согласуется по времени с программами внеурочной воспитывающей деятельности и позволяет выполнить их в полном объеме Имеется примерный еженедельный график выполнения плана внеурочной воспитывающей деятельности Критерии для экспертизы плана внеурочной деятельности
39 Учебно-предметные компетентности (предметные результаты) носят операциональный и уровневый характер и представляют собой систему культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) предметных средств и способов действий, позволяющих школьнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях образования
40 Принципы проектирования образовательных результатов Сквозной характер универсальных (метапредметных) образовательных результатов Уровневый характер предметных образовательных результатов Операциональный характер предметных и метапредметных образовательных результатов Качественный характер оценки личностных результатов
41 Система аттестации учащихся (определяем уровень обученности, воспитанности и развития личности!) Формирующее оценивание Функция: диагностика и коррекция Требования : уровневый характер ( предметность ) сквозной характер ( метапредметность ) операциональный характер ( предметность и метапредметность ) диагностические методы тесты психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности контрольные работы экзамены
42 Система диагностического отслеживания (с позиции продвижения ученика в образовательном процессе) дидактическая диагностика (уровень образованности, учебная мотивация, адаптация, объем д/задания и т.д.) педагогическая диагностика личностного развития (творческая активность, способность к саморазвитию и самообразованию) социально-педагогическая диагностика (образовательные потребности, профиль умений, готовность к выбору профессии, ценностные ориентации) валеологическая диагностика (анализ заболеваемости, общая умственная работоспособность и функциональное состояние) диагностика учителей (самооценка удовлетворенности работой в школе, пути личностного и профессионального совершенствования) диагностика родителей (комфортность ребенка в школе, удовлетворенность УВП)
43 Субъекты отслеживания реализации образовательной программы Ребенок (индивидуальная карта учащегося) Служба сопровождения (психолог, социальный педагог, валеолог, логопед и др.) Классный руководитель Учителя-предметники Администрация Родители
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.