Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтепан Бухаров
2 В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат : « Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего ». Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно - воспитательного идеала.
3 Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.
4 Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в ста новлении его субъектности, культурной идентификации, со циализации, жизненном самоопределении. Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно - ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности.
5 Вместе с тем автор концепции воспитания ребенка как человека культуры значительно расширяет утвердившиеся в педагогике представления о содержании субъектности как необходимом атрибуте личностного развития. Опираясь на психологическую концепцию детства В. В. Зеньковского, она утверждает необходимость становления ребенка как субъекта собственной душевной жизни. Автор концепции рассматривает воспитание, с одной сто роны, как целенаправленную деятельность педагогов по со зданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций.
6 Воспитательный процесс это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого в становлении его личностного образа. Воспитательный процесс это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление нравственных отношений, позиций личности, обретение личностных смыслов всего происходящего, что и формирует личностный образ человека.
7 жизнетворчество включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни ; социализация вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребнос тей, осуществление жизненного самоопределения ;
8 культурная идентификация востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры ; духовно - нравственное развитие личности овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения ( совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение ; индивидуализация поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.
9 Цель воспитания, как утверждает Е. В. Бондаревская, это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.
10 Определение понятия и феномена « человек культуры » имеет свою историю. Отсчет ее можно начинать с Аристотеля. Все предшествующие попытки частичны, односторонни, неполны. Автор концепции воспитания ребенка как человека культуры предлагает свое понимание содержания основных параметров личности человека культуры.
11 Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений с уважением к мнению других людей, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умению принимать решения и нести за них ответственность и др.
12 Воспитание свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения, включения детей с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Задача образования и воспитания создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом.
13 Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни. Духовные основания и целевые установки воспитания человека культуры связываются в первую очередь с образом гражданина России.
14 Двойственная природа указанного атрибута человека культуры обусловлена тем очевидным фактом, что жизне способность человека в современных условиях складывается из двух блоков : усвоенных алгоритмов поведения и готов ности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т. е. к творчеству.
15 природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с уче том закономерностей природного развития, половозрастных осо бенностей, особенностей психофизической организации и за датков ; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отно шение к природе ребенка, его индивидуальности ;
16 культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение : к детству как культурному феномену ; к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизме нению ; к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры ; к обра зованию как к культурному процессу ; к школе как к целостному культурно - образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры ;
17 индивидуально - личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке ; принцип ори ентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик ; принцип означает непременную направлен ность воспитания на выявление, сохранение и развитие ин дивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку про цессов саморазвития, самовоспитания ;
18 ценностно - смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего уче ния, жизни, на воспитание личностных смыслов всего проис ходящего в его общении с природой, социумом, культурой ; сотрудничества, предусматривающий объединение це лей детей и взрослых, организацию совместной жизнедея тельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.
19 Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е. В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.
20 аксиологический ( ценностно - смысловой ), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые « присваиваются » сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе ; культурологический различные « культурные задания » и культурные среды, в которых разворачивается жиз недеятельность личности ( академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности ; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;
21 жизнетворческий ( событийный ) события жизни, способы их организации и проживания ( например, коллективные творческие дела ), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.; морально - этический накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения : организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;
22 гражданский участие в общественно полезных де лах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав че ловека и другие ситуации, развивающие опыт гражданско го поведения ; личностный насыщенность жизнедеятельности де тей ситуациями реальной ответственности, свободного вы бора, принятия решений, рефлексии своих поступков, по ведения, способов самооценки, самокоррекции и самовос питания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;
23 индивидуально - творческий средства развития способ ностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.
24 Учащемуся нужна педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е. В. Бондаревская, ключевые слова в технологии личностно - ориентированного образования. Однако педагоги ческая поддержка, в представлениях автора концепции, не имеет ничего общего с идеей « управления развитием ребенка », разделяемой авторами иных концепций. Дистанцирование от идеи « управления » обусловлено пониманием воспитательного процесса как внутренне детерминированного самодвижения личности к своей « идеальной форме », индивидуальной Целостности, самобытности, а воспитания как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности. Формы и методы поддержки Многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов.
25 изучение узловых событий жизни ребенка ; педагогическая интерпретация его индивидуальных осо бенностей ; эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть ; совместное с учеником проектирование этапов его даль нейшего развития ; адаптация воспитательных средств к характеру ребенка ; вовлечение его в педагогические и жизненные события ; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.
26 Важным разделом концепции Е. В. Бондаревской является обоснование критериев и показателей оценки ре зультативности личностно - ориентированного воспитания. Не отвергая полностью традиционного подхода, при котором результаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявляемым на основе определенного « на бора » качеств, соответствующих социальным требованиям, автор концепции считает его не соответствующим самому духу воспитательного процесса, ориентированного на сво бодное саморазвитие, самоактуализацию природных задат ков, способностей и многогранного духовного потенциала ребенка.
27 уровень ценностно - смыслового развития и самоорганизации личности, способность к нравственной саморегуляции поведения, мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.
28 Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентиро ванной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющей ся социокультурной среде. Это размещение человека в куль туре.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.