Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнастасия Постовалова
1 Буллинг – психолого-педагогические причины и следствия Дульцева Е.В. Педагог-психолог МОУ Столбовской СОШ
2 Мотивация к буллингу и моббингу различна: месть, восстановление справедливости, инструмент подчинения лидеру, конкуренция, неприязнь, садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.
3 Буллинг (притеснение, дискриминация, моббинг) – социальное явление, свойственное преимущественно организованным коллективам; длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
4 Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две большие группы: 1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения; 2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.
5 Факторы принадлежности ребенка к «группе риска» 1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности – все это характерно для жертв травли.
6 Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения. 2. Провоцирующие особенности жертвы. Так называемые провоцирующие жертвы (provocative victims) – это дети и подростки, которые вследствие их личностных особенностей могут являться раздражающим факторам для большинства их условно толерантных ровесников. Фактически речь идет о феномене «инакости» в детских коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения.
7 3. Стигматизация – расовые (национальные) и физические особенности ребенка, не только физические недостатки, например, «заячья губа» или тугоухость, но и некоторые фенотипические особенности. Необычный цвет волос, тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле.
8 В ситуации травли всегда есть: Зачинщики. Зачинщики. Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе. Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе. Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву и др. Агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву и др. Преследователи. Преследователи. Некоторые из них: подчиняются «стадному чувству»; подчиняются «стадному чувству»; пытаются заслужить расположение лидера класса; пытаются заслужить расположение лидера класса; боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства. боятся оказаться в положении жертвы или не решаются пойти против большинства.
9 Поведенческие особенности: дистанцированность от взрослых и детей; дистанцированность от взрослых и детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям. агрессивность к взрослым и детям.
10 Эмоциональные особенности: напряженность и страх при появлении ровесников; напряженность и страх при появлении ровесников; обидчивость и раздражительность; обидчивость и раздражительность; грусть, печаль и неустойчивое настроение. грусть, печаль и неустойчивое настроение.
11 Необходимо прояснить следующие аспекты: реальность самого буллинга; реальность самого буллинга; его длительность; его длительность; его характер (физический, психологический, смешанный); его характер (физический, психологический, смешанный); основные проявления буллинга; основные проявления буллинга; участники (инициаторы и исполнители буллинга); участники (инициаторы и исполнители буллинга); их мотивации к буллингу; их мотивации к буллингу; свидетели и их отношение к происходящему; свидетели и их отношение к происходящему; поведение жертвы (пострадавшего); поведение жертвы (пострадавшего); динамику всего происходящего; динамику всего происходящего; прочие важные для диагностики обстоятельства. прочие важные для диагностики обстоятельства.
12 Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга 1. Создание условий недопущения буллинга 2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка с соответствующими стрессовыми воздействиями. 3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле, как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
13 РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ» Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете
14 Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
15 Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
16 Рекомендации педагогам 1. Оставаться спокойным и контролировать ситуацию; 2. Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно; 3. Оказать поддержку потерпевшему; 4. Показать обидчику своё отношение к ситуации; 5. Оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего; 6. Помнить, что наказание должно соответствовать проступку; 7. Проговорить с коллективом сверстников определившуюся проблему; 8. При необходимости привлечь родительскую общественность.
17 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.