Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемraushan italmasova
1 Место религии в традиционной культуре казахов.
2 Тенгрианство – языческая религия, связанная с поклонением небесным силам. Верховным божеством был Тенгри (небо). в казахском языке слово «тенгри»(«тәңір») означает и небо, и бога вообще. – языческая религия, связанная с поклонением небесным силам. Верховным божеством был Тенгри (небо). в казахском языке слово «тенгри»(«тәңір») означает и небо, и бога вообще.
3 Есть гипотезы о близости культа Тенгри с поклонением небу у гуннов («ченли»), китайцев («тянь»), шумеров («дингир»). Источники тенгрианства - памятники древнетюркского рунического письма (известного также как орхоно-енисейская письменность). Надписи, датированные VIII-X вв., были обнаружены на территории Монголии и Южной Сибири. Самые известные из них сделаны в честь правителей Кюль-тегина и Бильге-кагана и из письменных источников китайского, византийского, персидского и арабского происхождения. Есть гипотезы о близости культа Тенгри с поклонением небу у гуннов («ченли»), китайцев («тянь»), шумеров («дингир»). Источники тенгрианства - памятники древнетюркского рунического письма (известного также как орхоно-енисейская письменность). Надписи, датированные VIII-X вв., были обнаружены на территории Монголии и Южной Сибири. Самые известные из них сделаны в честь правителей Кюль-тегина и Бильге-кагана и из письменных источников китайского, византийского, персидского и арабского происхождения.
4 Датский филолог В. Томсен 1893 г. сумел расшифровать древние тексты - первым было распознано слово «тенгри» («бог»). Культ Тенгри служил обоснованием господства кагана над покоренными народами. Укрепление власти правителя и консолидация общества сопровождались возрастанием роли верховного божества. Датский филолог В. Томсен 1893 г. сумел расшифровать древние тексты - первым было распознано слово «тенгри» («бог»). Культ Тенгри служил обоснованием господства кагана над покоренными народами. Укрепление власти правителя и консолидация общества сопровождались возрастанием роли верховного божества.
5 Именем Тенгри освящалась власть каганов (ханов). После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача кагана была- в заботе о материальном благополучии народа и укрепление национальной славы и величия тюрков
6 Тенгри - считался покровителем тюрков, он дарил им благополучие и счастье. Тюрки считали - Вселенной правят Тенгри, Умай, Жер-Су, Ерлик, божества огня, солнца, луны и т.п. МИР делился на три сферы: небесную, земную и подземную, каждая из которых, в свою очередь, имела видимую и невидимую сторону.
7 эта религия учит человека бережному отношению к обожествленной природе. вера в жизнь после смерти на небе. (Как сменяются времена года, так и человек проходит своеобразные жизненные циклы). культивировало силу духа, культ великих предков. эта религия учит человека бережному отношению к обожествленной природе. вера в жизнь после смерти на небе. (Как сменяются времена года, так и человек проходит своеобразные жизненные циклы). культивировало силу духа, культ великих предков.
8 культ Тенгри всегда совмещался с магией, шаманизмом, анимизмом и тотемизмом. «Единобожие» тенгрианства сложилось скорее под влиянием ислама, когда в народном сознании отождествлялись Тенгри и Аллах. культ Тенгри всегда совмещался с магией, шаманизмом, анимизмом и тотемизмом. «Единобожие» тенгрианства сложилось скорее под влиянием ислама, когда в народном сознании отождествлялись Тенгри и Аллах.
9 Поклонение Тенгри в сознании народа не воспринималось как противоречащее вере в Аллаха. Этому способствовало и сходство этических принципов обеих религий. Н/р: уважение старших, помощь бедным и т.п. Поклонение Тенгри в сознании народа не воспринималось как противоречащее вере в Аллаха. Этому способствовало и сходство этических принципов обеих религий. Н/р: уважение старших, помощь бедным и т.п.
10 Этика в тенгрианстве и исламе- 1. в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей; 2. обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное; 3. предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан - к братству «небесных людей» Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, - ко всем, поклоняющимся Аллаху); 4. обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным; 5. провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще. 1. в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей; 2. обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное; 3. предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан - к братству «небесных людей» Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, - ко всем, поклоняющимся Аллаху); 4. обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным; 5. провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще.
11 Символ тенгрианства- крест и молельное место
12 Шаманизм Коркыт-Ата- первый шаман, музыкант и певец, создатель кобыза. Шаман (тюркское – баксы) посредник между миром людей и миром духов. Шаманы занимались исцелением людей, гаданиями и предсказаниями. Коркыт-Ата- первый шаман, музыкант и певец, создатель кобыза. Шаман (тюркское – баксы) посредник между миром людей и миром духов. Шаманы занимались исцелением людей, гаданиями и предсказаниями.
13 Специфика казахского шаманизма Одна из главных особенностей казахского шаманства – его слияние с исламом. К XIX в. шаманизм воспринял многие черты исламской религии. Шаманы обращались за помощью не только к духам неба и земли, но и к Аллаху, при этом читались и мусульманские молитвы.
14 Синкретизм – сочетание элементов ислама и ранних религий. отчасти наследие тенгрианства вошло в практику современных шаманов, баксы, целителей и прочих представителей оккультизма.
15 Буддизм у казахов. проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии, через территории Пакистана и Афганистана началось с середины I в. до н. э. Наследием той эпохи являются многочисленные памятники буддийской культуры, обнаруженные по всему маршруту древнего Шелкового пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана). Буддийский монастырь Аджина-тепе VII-VIII вв. в Тохаристане; буддийский храм в Куве (Фергана), храмы Ак-Бешима и Красной речки в Семиречье (Жетысу). В VIII в. Тибет был мощным государством, под контролем которого находились многие соседние земли, включая Восточный Туркестан и часть Кыргызстана. Это способствовало распространению в Центральной Азии раннего тибетского буддизма. проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии, через территории Пакистана и Афганистана началось с середины I в. до н. э. Наследием той эпохи являются многочисленные памятники буддийской культуры, обнаруженные по всему маршруту древнего Шелкового пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана). Буддийский монастырь Аджина-тепе VII-VIII вв. в Тохаристане; буддийский храм в Куве (Фергана), храмы Ак-Бешима и Красной речки в Семиречье (Жетысу). В VIII в. Тибет был мощным государством, под контролем которого находились многие соседние земли, включая Восточный Туркестан и часть Кыргызстана. Это способствовало распространению в Центральной Азии раннего тибетского буддизма.
16 Ислам в Казахстане Проникновение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и земли Казахстана датируется VII-VIII вв. н.э. Первое знакомство жителей региона с исламом происходило еще в 670-ые гг., когда здесь появились первые арабы- миссионеры История свидетельствует о том, что исламизация региона носила мирный характер. Проникновение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и земли Казахстана датируется VII-VIII вв. н.э. Первое знакомство жителей региона с исламом происходило еще в 670-ые гг., когда здесь появились первые арабы- миссионеры История свидетельствует о том, что исламизация региона носила мирный характер.
18 Ислам и тюркская культура Средневековая восточная мысль дала мощный импульс развитию классической мусульманской философии и культуре в Туркестане. Великие мыслители аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари и Мухаммед Хайдар Дулати создавали свои труды в рамках исламской культурной традиции. Идея Бога как основополагающего начала всего сущего присутствует в их сочинениях. Средневековая восточная мысль дала мощный импульс развитию классической мусульманской философии и культуре в Туркестане. Великие мыслители аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари и Мухаммед Хайдар Дулати создавали свои труды в рамках исламской культурной традиции. Идея Бога как основополагающего начала всего сущего присутствует в их сочинениях.
19 Абу Насыр аль-Фараби ( гг.) прославился своими энциклопедическими книгами по различным областям знания. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках, ему принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после Аристотеля). Именно на работах аль- Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей. прославился своими энциклопедическими книгами по различным областям знания. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках, ему принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после Аристотеля). Именно на работах аль- Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушда, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей.
20 аль-Фараби сохранял верность исламским канонам, в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» развил исламскую концепцию устройства идеального общества на принципах соединения светской и духовной власти. Согласно исламскому учению, качества окружающих явлений и предметов имеют свою причину и восходят к внешним источникам. Однако конечной причиной всего мироздания является Бог, а все в этом мире – проявление божественной сущности. Соответственно, Аллах выступает в его философии как первопричина и источник всего в этом мире. аль-Фараби сохранял верность исламским канонам, в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» развил исламскую концепцию устройства идеального общества на принципах соединения светской и духовной власти. Согласно исламскому учению, качества окружающих явлений и предметов имеют свою причину и восходят к внешним источникам. Однако конечной причиной всего мироздания является Бог, а все в этом мире – проявление божественной сущности. Соответственно, Аллах выступает в его философии как первопричина и источник всего в этом мире.
21 Выдающаяся роль в распространении Ислама среди кочевников принадлежит Ходжа Ахмеду Иассауи, его труд- «Хикмет» («Премудрость»). В Казахстане суфизм представлен орденами Накшбандиа и Иассауи. Лозунг суфийских орденов о равенстве и братстве всех мусульман практически идеально накладывался на схему кочевой демократии, организацию всего общества. Выдающаяся роль в распространении Ислама среди кочевников принадлежит Ходжа Ахмеду Иассауи, его труд- «Хикмет» («Премудрость»). В Казахстане суфизм представлен орденами Накшбандиа и Иассауи. Лозунг суфийских орденов о равенстве и братстве всех мусульман практически идеально накладывался на схему кочевой демократии, организацию всего общества.
22 под влиянием проповедей Ходжи Ахмеда они стали называть бога Тенгри Аллахом, а поэтические восхваления Аллаха – хикметы Ходжи Ахмеда - распеваться как дуа – свободные молитвы и заклинания. Суфизм предоставлял новообращенным в ислам народам возможность сохранять свои традиционную культуру. Суфии стремились отказаться от любого материального имущества и так и называли себя – неимущие. Суфий движется по скрытому от глаз Пути (тарикат), чтобы постичь Истину (хак), исходящую только от Всевышнего. Хак является одним из 99 имен Аллаха. Служение Истине, познание Истины, преклонение перед Истиной – основные призывы проповедей Ходжи Ясаауи. под влиянием проповедей Ходжи Ахмеда они стали называть бога Тенгри Аллахом, а поэтические восхваления Аллаха – хикметы Ходжи Ахмеда - распеваться как дуа – свободные молитвы и заклинания. Суфизм предоставлял новообращенным в ислам народам возможность сохранять свои традиционную культуру. Суфии стремились отказаться от любого материального имущества и так и называли себя – неимущие. Суфий движется по скрытому от глаз Пути (тарикат), чтобы постичь Истину (хак), исходящую только от Всевышнего. Хак является одним из 99 имен Аллаха. Служение Истине, познание Истины, преклонение перед Истиной – основные призывы проповедей Ходжи Ясаауи.
23 Центральным обрядовым элементом в ордене Накшбандийя являются беседы ученика и учителя на духовные темы. Шейх Берди-кожа прибыл в семипалатинский край по приглашению бия Кунанбая и открыл там религиозную школу - медресе, где обучались суфийским знаниям Абай и мальчик Ауэз, отец автора романа Путь Абая. Мухтар Ауэзов в одном из своих писем назовет себя накшбандийцем. Словопуть – это символ суфизма. Суфизм поддерживает культ святых. Молитва у мест захоронения относится к разряду важных казахских ритуалов. Выросшее у могилы дерево свидетельствует о святости покойного. Привязывая к веткам этого дерева полоски ткани, молящиеся казахи, упоминая Аллаха, просят об исполнении своих желаний или об избавлении от болезней. Центральным обрядовым элементом в ордене Накшбандийя являются беседы ученика и учителя на духовные темы. Шейх Берди-кожа прибыл в семипалатинский край по приглашению бия Кунанбая и открыл там религиозную школу - медресе, где обучались суфийским знаниям Абай и мальчик Ауэз, отец автора романа Путь Абая. Мухтар Ауэзов в одном из своих писем назовет себя накшбандийцем. Словопуть – это символ суфизма. Суфизм поддерживает культ святых. Молитва у мест захоронения относится к разряду важных казахских ритуалов. Выросшее у могилы дерево свидетельствует о святости покойного. Привязывая к веткам этого дерева полоски ткани, молящиеся казахи, упоминая Аллаха, просят об исполнении своих желаний или об избавлении от болезней.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.