Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТарас Панкрашкин
1 Рынок и фирм а как противоположные формы институциональных соглашений
2 Вопросы : 1. Рынок и его формы 2. Понятие фирмы в ИЭ 3. Теории возникновения фирмы 4. Причины, определяющие масштаб и сферу деятельности фирмы
3 Рынок как институциональное соглашение Рынок – это множество симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен.
4 Рынок совокупность институтов, структурирующих отношения обмена посредством создания системы ограничений. Причины : издержки функционирования фирмы ( рыночные трансакционные издержки ).
5 Проблема правила выполняют не только координирующую, но и распределительную функцию, что является основанием для существования неэффективных институтов, повышающих уровень неопределенности и затрудняющих процесс взаимодействия контрагентов.
6 Генезис рынков Рассматривая историческую эволюцию процесса рыночного обмена, можно выделить пять типов рынков : – открытый публичный рынок, – ремесленную лавку, – ярмарку, – биржу, – универсальный магазин. Эти рыночные структуры возникали последовательно, как реакция на усложнение параметров обмена, связанного с углублением разделения труда. В то же время можно наблюдать одновременное существование всех пяти разновидностей рынков. Это означает, что каждая из них имеет определенные преимущества в снижении трансакционных издержек обмена.
7 Примечание только открытый публичный рынок полностью подходит под определение рыночного механизма управления сделками по О. Уильямсону.
8 Неоклассическая теория фирмы Фирма как черный ящик
9 Преимущества неоклассической теории фирмы ( Харт ) допускает достаточно общую математическую формализацию достаточно полезна для анализа того, как производственные решения фирмы меняются под влиянием внешних изменений ( например, при росте рыночной ставки оплаты труда или падении налогов с продаж ) подчеркивает роль технологии в целом и экономии от масштаба в частности, как факторов, которые оказывают влияние на размер фирмы удобна для моделирования последствий стратегических взаимодействий между фирмами в условиях несовершенной конкуренции, позволяя, например, установить связь между степенью концентрации в отрасли и уровнем цен на производимые фирмами товары
10 Недостатки неоклассической теории фирмы Не объясняет возникновение фирмы Не объясняет как организовано производство и управление внутри фирмы Игнорирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы ( не учитывает агентские издержки ) Не позволяет определить границы фирмы Не учитывает многообразие фирм
11 Модель Баумоля (1976): максимизация продаж Поведение менеджеров : от принципа максимизации к принципу удовлетворения. Причины ? Жалование и бонусы менеджеров в большей степени связаны с продажами, нежели с прибылями ; Финансирование тесно связано с ростом будущих продаж ; Служащие фирмы, когда объемы продаж возрастают, получают большие доходы. Также рост продаж смягчает внутренние конфликты, помогая, тем самым, менеджменту фирмы ; Рост продаж способствует росту престижа менеджеров, в то время как прибыли идут в карман владельцев ; Менеджеры отрицательно относятся к риску. Цели же максимизации прибыли могут вести к необходимости принятия б ó льших рисков.
12 Модель Уильямсона : максимизация дискреционных расходов Менеджеры преследуют цели альтернативные максимизации прибыли, будучи заинтересованными в статусе, власти, престиже и денежном вознаграждении. Максимизация функции полезности зависит от двух переменных : Дискреционная прибыль : Уровень трат на сотрудников
13 Кривые безразличия менеджера
14 Равновесное поведение фирмы
15 Теория Р. Коуза Критика подхода Ф. Найта, который в 1921 объяснил существование фирмы необходимостью в институте, который обеспечивал бы распределение риска Р. Коуз « Природа фирмы » (1937) Во - первых, люди часто берут на себя риск, но не требуют в обмен возможности контролировать других людей. Во - вторых, ценовая система не нуждается в фирме как институте, чтобы решить проблему распределения риска.
16 Теория Р. Коуза Фирма – это совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели ( организация ), но вместе с тем имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение. Почему выгоднее объединиться или в чем неудовлетворительность функционирования рынка ?
17 Теория Р. Коуза Фирма представляет собой систему отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя. Фирма – это множество ассиметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осуществляется посредством команд. Т. о. механизм цен как способ координации деятельности индивидов полностью вытесняется.
18 Теория Р. Коуза
19 Фирма является средством минимизации рыночных трансакционных издержек ( ТИ согласования взаимодействий хозяйственных субъектов ). Идея Коуза в терминах Коммонса сводится к следующему : – нацеленность на минимизацию трансакционных издержек заставляет экономического субъекта заменять торговые трансакции на трансакции управления и рационирования, попадающие в зону собственного контроля фирмы
20 Преимущества Собственникам ресурсов легче адаптироваться к экзогенным шокам, поскольку для координации деятельности теперь не требуется проводить переговоры. Передача права принятия решений индивиду или отдельному органу дает возможность реализовывать выгоды от специализации в управлении активами, т. к. не все собственники являются хорошими предпринимателями. Длительные внутрифирменные отношения способствуют снижению информационной асимметрии : 1) в процессе взаимодействия многие сведения раскрываются автоматически ; 2) данные внутреннего аудита, как правило, оказываются достовернее информации, получаемой о независимом партнере ; 3) внутренний контроль предполагает оценку не только результата деятельности, но и процесса выполнения задания.
21 Почему все производство не осуществляется одной большой фирмой ? Координация экономической деятельности сопряжена с определенными издержками : Во - первых, с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской функции. Иными словами, затраты на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Во - вторых, может оказаться, что по мере увеличения количества осуществляемых трансакций предприниматель оказывается неспособен использовать факторы производства с наивысшей выгодой, т. е. разместить их в таких точках производства, где они обладают наивысшей ценностью. Таким образом, по мере увеличения фирмы определенные элементы трансакционных издержек растут.
22 Границы фирмы по Коузу Коуз сопоставлял издержки функционирования рыночного механизма и внутрифирменные издержки координации и мотивации : « Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или затратами на организацию е е через другую фирму ».
23 Достоинства и недостатки подхода Коуза Коуз первым дал ответ на вопрос о возникновении фирмы, не выходя за рамки стандартной экономической теории, пользуясь ее основными понятиями : экономические агенты ищут способы экономить издержки, в том числе и тогда, когда они принимают решение о том, как организовать конкретную сделку. Но нет ответа на вопросы : Что гарантирует выполнение работником указаний работодателя ? Что произойдет, если работник откажется выполнять указания работодателя ?
24 Теория классической фирмы А. Алчиана и Г. Демсеца Критика Р. Коуза ( в арсенале фирмы нет таких властных полномочий, которые существенно бы отличались от рыночных контрактов ). Фирма – это сеть добровольных взаимовыгодных контрактов ( отношенческих ), где согласие сторон означает, что они выбрали наилучшую альтернативу из возможных.
25 Работа командой это производство, в котором : используется несколько типов ресурсов ; продукт работы – это нечто большее, чем сумма результатов каждого включенного в команду ресурса. ресурсы, используемые в производстве, не принадлежат одному лицу.
26 Командная производительная деятельность Деятельность при которой объединенное или совместное использование ресурсов обеспечивает более высокий выпуск, чем сумма продуктов, полученных за счет использования ресурсов по отдельности. Т. О. фирма – это коалиция владельцев кооперирующих факторов производства, связанных между собой сетью контрактов. Ядро коалиции – долговременный контракт по поводу интерспецифических ( взаимозависимых ) ресурсов. Коалиция обеспечивает ее участникам получение квазиренты, которую оно делят междусобой. Но работа в в команде приводит к проблеме безбилетника !
27 Выделение агента с функциями мониторинга Для предотвращения оппортунизма члены коалиции выделяют центрального агента, который имеет право найма, увольнения и осуществления надзора. Как преодолеть оппортунизм Центрального агента !? Проблема мониторинга за агентом, наделенным функциями мониторинга ( рост иерархической цепочки ). Возможность оппортунизма блокируется путем предоставления права на остаточный дохода, а также права контроля и права продажи.
28 Пучок прав центрального агента Право на остаточный доход Контроль за поведением участников команды Право изменять членство в команде Право продавать все перечисленные правомочия
29 Достоинства подхода Алчиана и Демсеца обратили внимание на проблему стимулов, которая возникает внутри фирмы ; выделили правомочия, которые находятся в руках собственника фирмы ; сравнили различные типы фирм на основе анализа структуры прав собственности, сложившейся в них ; дали экономическое объяснение разнообразию организационных форм.
30 Недостатки теории Алчиана и Демсеца Не позволяет объяснить границы фирмы. Почему проблему стимулов нельзя решить с помощью рыночной контрактации ? А. и Д. не проводят различий между обычными рыночными контрактами и теми контрактами, которые заключаются внутри фирмы.
31 Фирма как отношение найма ( Коуз 1937 г., Саймон 1951) Наемный работник должен подчиняться власти управляющего фирмой, а независимый поставщик действует автономно. Преимущества иерархических отношений в фирме, Коуз видит в экономии трансакционных издержек переговоров об условиях контракта. Саймон : преимущество контракта о найме заключается в его гибкости. Действия работника могут адаптироваться к любым обстоятельствам. Выгоды от этой гибкости возрастают с ростом неопределенности.
32 В чем отличие контракта о найме от обычного рыночного контракта ? наниматель имеет право контролировать детали работы наемного работника информационные преимущества фирмы как способа организации сделки требование лояльности, уважения и преданности, которое предъявляется к наемному работнику. независимый подрядчик может воспользоваться благоприятными возможностями, которые предоставляет рынок. на работодателя ложится ответственность за любой ущерб, нанесенный наемным работником третьей стороне.
33 Другие меры наказания работников, кроме увольнения ? Наемный работник может быть привлечен к ответственности за причиненный ущерб. Когда наемный работник покидает компанию, он теряет доступ ко всем ресурсам фирмы.
34 Теория О. Уильямсона : фирма как способ организации сделки Отличие подхода Уильямсона : невозможность политики селективного вмешательства Перенесение трансакции с рынка в фирму сопровождается снижением стимулов Специфические инвестиции и проблема вымогательства Как она решается за счет переноса трансакции с рынка в фирму ?
35 Преимущества такой формы Экономия издержек по ведению переговоров. Наличие прав на управление и изменение членства в команде повышает эффективность контроля за поведением остальных членов команды и решает проблему оппортунизма.
36 Оценка теории фирмы Уильямсона Преимущество : он более адекватно определяет природу и основные факторы, влияющие на величину трансакционных издержек, которые возникают в отношениях между двумя независимыми фирмами. Недостаток : остается невыясненным вопрос о том, каков же этот механизм гарантирования контракта, который применяется в фирме.
37 Издержки влияния и границы фирмы ( Мильгром ) бюрократические правила – это рациональный способ сдержать вредную для организации деятельность, направленную на оказание влияния на руководство с целью получения от них определенных выгод. П олитика избирательного вмешательства невозможна из - за того, что происходит политизация внутренней жизни фирмы и начинается деятельность с целью оказания влияния на руководство.
38 Издержки влияния и границы фирмы ( Мильгром ) Почему руководство должно обращать внимание на попытки подчиненных оказать на него влияние ? руководитель должен оценивать работу для того, чтобы принимать правильные решения о соответствии между навыками работника и порученной ему работой руководителю подобная деятельность может даже понравиться, поскольку ему может быть предложена взятка
39 Издержки влияния ? потери эффективности из - за искажения агентами информации, которую они предоставляют в вышестоящие инстанции ; время и усилия, которые растрачиваются в попытках повлиять в свою пользу на принимаемые руководством решения ; затраты на предотвращение политизации внутренней жизни фирмы и сокращение издержек влияния.
40 Способы ограничения издержек влияния « сокрытие информации »; сглаживание различий в оплате труда ; установление жесткой зависимости между заработной платой и стажем работы и выполняемым заданием ; введение « объективных » критериев продвижения по службе ( возраст или образование сотрудников ); установление жестко формализованных процедур принятия решений ; создание специальных контролирующих органов ; ограничение общения между руководителями и сотрудниками более низкого уровня.
41 Интеграция и рост издержек влияния многие поглощения оказываются неудачными из - за издержек влияния Case study: поглощение в 1980 году компанией Теннеко Инк. компании Хьюстон Ойл энд Минерэлз Корпорейшн
42 Теория фирмы с позиций прав собственности ( Гроссман и Харт ) Почему так важна собственность на физические активы ? Когда нет возможности заключить совершенный контракт, собственность служит источником власти. Собственник активов обладает остаточными правами контроля активов (residual rights), то есть правом принимать решения обо всех способах использования активов, которые не противоречат заключенному контракту, законам и обычаям.
43 Границы фирмы Остаточные права контроля, переговорные позиции сторон и стимулы к специфическим инвестициям Фирма будет расширяться до тех пор, пока выгоды от интеграции не сравняются с издержками интеграции. Выгоды от интеграции : усиливаются стимулы поглощающей фирмы к тому, чтобы осуществлять специфические для данной сделки инвестиции. Издержки интеграции : стимулы поглощаемой фирмы к осуществлению специфических для данной сделки инвестиций снижаются, и это является издержками интеграции.
44 Предсказания теории Гроссмана и Харта Пример 1: независимые активы должны находиться в раздельной собственности. Пример 2: Клейн, Кроуфорд и Алчиан - совместная собственность на дополняющие друг друга активы в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
45 Недостатки теории Гроссмана и Харта основное внимание она уделяет решению проблемы конфликта между стимулами, но не рассматривает координационные проблемы эта теория не рассматривает подробно стимулы работников теория не учитывает ограниченность финансовых ресурсов и считает собственника активов отдельным индивидом. Введение в анализ кредиторов или акционеров ставит другую проблему : кому должны теперь принадлежать права контроля в фирме : управляющим фирмы или инвесторам, или их права должны определенным образом комбинироваться ?
46 Достоинства теории Гроссмана и Харта Г. и Х. предлагают формализованную версию теории фирмы, что позволяет делать предсказания относительно структуры прав собственности в фирме в зависимости от характеристик активов
47 Остаточные права и агентские издержки в организациях различных типов Рост масштабов производства Отделение собственности от контроля Смещение акцентов : от эффективных технологий к эффективному управлению Ограничения на остаточные права как способ контроля агентских издержек
48 Партнерство Управление и владение совмещено, но больше финансовые возможности и есть возможность специализации. Возможность диверсификации рисков Решение проблемы эффекта масштаба Проблема безбилетника! Вытеснение владельцев неспецифических ресурсов!
49 Профессиональное партнерство Два типа внутренних агентских издержек : издержки, связанные с несовпадением интересов партнеров - менеджеров, ( делегирование полномочий присуще большим партнерствам ); репутационные издержки, особенно значимые потому, что качество предоставленной услуги не может быть оценено покупателем до ее получения, а иногда и некоторое время после
50 Специфика остаточных прав в профессиональном партнерстве Остаточные права находятся у тех членов партнерства, которые принимают основные решения. Децентрализация принятия решений ; Спрос на мониторинг и консалтинг. Неограниченная ответственность в смысле человеческого капитала профессионалов ; объединенные денежные потоки и разделение ответственности за действия коллег ; Правила меняющихся долей. Большие партнерства как образовательные организации ; Ограниченный горизонт прав. Ограниченный горизонт прав смещает решения партнерства от тех, которые будут давать отдачу за пределами этого горизонта. Низкая важность активов, которые не капитализируются в человеческом капитале существующих партнеров.
51 Top 10 самых долго работавших с Arthur Andersen компаний: исход 2002 Client Date Of Dismissal Length Of RelationshipBillings2001 RevenueNew Auditor 1CMS EnergyApril 2385 years$5,556,779$9.6 billionTo Be Announced 2VectrenMarch 2283 years$1,933,000 $1.6 billion (2000)To Be Announced 3USGMay 1480 years$5,040,000$3.3 billionDeloitte & Touche 4 Colgate- PalmoliveMay 1779 years$7,816,000$9.4 billion PricewaterhouseCoo pers 5 Edison InternationalMay 1078 years $17,338,00 0$11.4 billion PricewaterhouseCoo pers 6 WPS ResourcesMay 2976 years$981,350$2.7 billionDeloitte & Touche 7WalgreenMay 976 years$2,728,971$24.6 billionDeloitte & Touche 8 ITT IndustriesMarch 2275 years $10,351,60 0$4.7 billionDeloitte & Touche 9HersheyMay 275 years$1,563,472$4.6 billionKPMG 10 American States WaterMay 1372 years$268,790$197.5 million PricewaterhouseCoo pers
52 Закрытая корпорация принцип ограниченной ответственности ; разделение на собственников и менеджеров, хотя это разделение с обеих сторон неполное ; акционеры принимают активное участие в управлении компании ; отсутствие акций как таковых, замененных долями собственности корпорации, которые формируются просто на основе личных контактов ; эти доли не выносятся на организованный рынок, не оцениваются и не продаются на рынке ; очень высокие трансакционные издержки внешней и внутренней оценки ее активов и ее перспектив из - за отсутствия рыночной торговли долями собственности.
53 Количество собственниковКоличество фирмКоличество фирм как % от всей выборки ,6% ,1% ,9% ,6% ,1% ,6% ,3% ,0% ,4% ,8% > ,5% Всего % Количество собственников в закрытых корпорациях, США, 1992
54 Число N собственни ков Доля собственности крупнейшего собственника [0%,50%)50%(50%,75%)[75%,100%] Всего276620,5%19,6%18,4%41,5% % ,7%48,1%27,6%17,5% ,5%12,8%25,3%20,3% ,7%15,2%27,0%15,2% ,6%10,5%29,8%14,0% >=632367,2% 4,0%22,9% 5,9% Доли собственности в закрытых корпорациях, США, 1992
55 Закрытые корпорации : конфликт мажоритариев и миноритариев исключение миноритариев из органов управления компанией, угроза увольнения как методы заставить их идти на уступки ; значительные выплаты мажоритариям ; заключение всевозможных контрактов ( ссуды, покупка активов и оборудования и т. д.) в интересах мажоритариев, а не для блага компании ( например, покупка по завышенным ценам ); использование активов компании для достижения личных, а не корпоративных целей ; использование корпоративных возможностей ( в выгодную сделку вступает мажоритарий, не корпорация ); выкуп акций мажоритариев по завышенным ценам ;
56 Открытая корпорация : особенности остаточных прав Принцип ограниченной ответственности Отсутствие ограничения на остаточные права Остаточные эффекты не ограничены в том смысле, что : 1. держатели акций не должны выполнять какие - либо другие роли в организации ; 2. доли свободно торгуются ; 3. потоки эффектов существуют все время существования организации
57 Преимущества открытой корпорации Неограниченное распределение риска среди владельцев остаточного дохода. Можно распределить риски на множестве индивидов, каждый из которых сам выбирает объем, в котором он готов нести риски. Нет ограничения на состав владельцев остаточного дохода. Покупка специфических по отношению к корпорации активов. Поскольку существует конфликт интересов с внешними владельцами специфических активов ( а эти активы уменьшают стоимость фирмы ), контракты аренды на такие активы связана с высокими агентскими издержками. Через акции можно привлечь на это средства. Специализация менеджмента. Те, у кого есть способности к управлению, не обязательно имеют деньги или готовы нести риск, а некомпетентных менеджеров, которые являются крупными владельцами остаточного дохода, может быть очень сложно убрать. Эффективные решения об инвестициях. Остаточные доходы не ограничены во времени.
58 Проявления оппортунизма менеджеров Потребление на рабочем месте Сокрытие или искажение важной информации Чрезмерные риски Увод активов Расширение масштабов проектов и подразделений за пределы оптимальности Источники конфликта целей: экономия усилий, проблема горизонта, неприятие риска
59 Механизмы контроля за менеджерами Внутренние механизмы Совет директоров Дизайн механизмов компенсации компенсация, не зависящая от показателей деятельности фирмы ; компенсация, зависящая от рыночных показателей деятельности фирмы ; компенсация, зависящая от показателей аудиторской оценки деятельности фирмы.
60 Компенсация, не зависящая от показателей деятельности фирмы Позволяет контролировать основные источники конфликта, в основном за счет будущих пересмотров заработной платы. В каких случаях эффективно ? НО ! Фиксация заработной платы в начале периода создает три дополнительные проблемы : Замещение активов. Стимулы оставить фонды внутри фирмы. Стимулы уменьшить размеры долговых и иных фиксированных обязательств фирмы.
61 Компенсация, зависящая от рыночных показателей деятельности фирмы Успешно решаются проблемы контроля усилий и проблемы горизонта Опционы : Типы Преимущества Недостатки
62 Факторы, которые определяют размер вознаграждения члена совета директоров в российских компаниях (2006)
63 ИмяКомпанияЗаработок (мил. $)Акции в собственност и (мил. $) Возраст 1Stephen P. JobsApple646,60500,252 2Ray R. IraniOccidental Petroleum321,64222,572 3Barry DillerIAC/InterActiveCorp295,14209,065 4William P. Foley IIFidelity National Finl179,56219,862 5Terry S. SemelYahoo174,2057,064 6Michael S. DellDell153,235367,342 7Angelo R. MoziloCountrywide Financial141,9843,368 8Michael S. JeffriesAbercrombie & Fitch114,6432,262 9Kenneth D. LewisBank of America99,80145,060 10Henry C. DuquesFirst Data98,2136,263 11Harold M. Messmer JrRobert Half Intl74,2567,261 12Lawrence J. EllisonOracle72, ,462 13Bob R. SimpsonXTO Energy72,27398,258 14Richard M. KovacevichWells Fargo72,04134,963 15John T. ChambersCisco Systems71,3390,657 Заработки 15 наиболее высокооплачиваемых менеджеров США (2007)
64 Внешние механизмы контроля : эффекты и ограничения Рынок корпоративного контроля Угроза поглощения Угроза банкротства Рынок услуг менеджеров Механизмы « самозащиты » Рынки конечных продуктов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.