Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Ртищев
1 Административное право Административно-правовые отношения Выполнил: студент группы ВЗБ5ЮР-11 Тихомиров Анатолий Николаевич
2 Введение Административная право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Административная право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Административно-правовые отношения – один из важнейших элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Являясь разновидностью правовых отношений, складывающихся в различных областях и сферах государственной жизни, они выражают все основные признаки любого правового отношения. Административно-правовые отношения – один из важнейших элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Являясь разновидностью правовых отношений, складывающихся в различных областях и сферах государственной жизни, они выражают все основные признаки любого правового отношения.
3 Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой.
4 Особенности административно-правовых отношений права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно- властными полномочиями); всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно- властными полномочиями); административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах «власть-подчинение», где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах «власть-подчинение», где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.
5 Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления.
6 Виды административных правоотношений, их классификация Административно-правовые отношения можно классифицировать по различным основаниям: Административно-правовые отношения можно классифицировать по различным основаниям: по юридическому характеру, по юридическому характеру, по характеру связей, по характеру связей, по характеру порождающих их юридических факторов, по характеру порождающих их юридических факторов, по способу защиты. по способу защиты.
7 По юридическому характеру административные правоотношения разделяются на материальныепроцессуальные
8 Материальные административно правовые отношения характеризуются тем, что они несут в своем содержании комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных правоотношениях находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно- правовые отношения нередко называют статичными. Материальные административно правовые отношения характеризуются тем, что они несут в своем содержании комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных правоотношениях находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно- правовые отношения нередко называют статичными. Таким образом, материальные административно-правовые отношения – основа взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности. Таким образом, материальные административно-правовые отношения – основа взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.
9 Процессуальные административно-правовые отношения – управленческие отношения по реализации государственного управления. Например, это отношения по порядку приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; по порядку производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение и особенность сводится к определенной процедуре по реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
10 По характеру связей (по взаимодействию сторон) различают вертикальные (субординационные) горизонтальные (координационные)
11 Вертикальные отношения (субординационные) непосредственно выражают основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно- управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные. Эти отношения построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления, выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно- управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Вертикальные отношения (субординационные) непосредственно выражают основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно- управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные. Эти отношения построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления, выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно- управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления.
12 Горизонтальные (координационные), т.е. отношения координации и согласования, без подчинения одной стороны другой. Эти отношения, складываются за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Эти отношения характеризуются тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Горизонтальные (координационные), т.е. отношения координации и согласования, без подчинения одной стороны другой. Эти отношения, складываются за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением. Эти отношения характеризуются тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой.
13 По характеру порождающих их юридических факторов административные правоотношения делятся на порождаемые правомерными факторами неправомернымифакторами
14 По способу защиты административные правоотношения условно можно разделить на защищаемые в административном порядке защищаемые в судебном порядке
15 Вместе с тем административные правоотношения имеют свои особенности, с учетом которых государство наделяет правом рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях не только суды, но и другие органы, а также должностных лиц. Соответственно, административная юрисдикция может осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке. Вместе с тем административные правоотношения имеют свои особенности, с учетом которых государство наделяет правом рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях не только суды, но и другие органы, а также должностных лиц. Соответственно, административная юрисдикция может осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке.
16 По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. Во внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Во внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Во внеаппаратных отношениях выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли «третьего лица». Во внеаппаратных отношениях выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли «третьего лица».
17 Структура административного правоотношения и характеристика его элементов Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения. Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения. В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности). Содержанием административного правоотношения являются те права и обязанности, которыми наделены субъекты административных отношений. В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности). Содержанием административного правоотношения являются те права и обязанности, которыми наделены субъекты административных отношений. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение, его деяния, сознание людей, управляемых в сфере реализации исполнительной власти. Административно-правовому регулированию подвергается не какой-либо предмет материального мира, а действия лица по отношению к этой вещи. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение, его деяния, сознание людей, управляемых в сфере реализации исполнительной власти. Административно-правовому регулированию подвергается не какой-либо предмет материального мира, а действия лица по отношению к этой вещи. Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Субъектом административно-правовых отношений являются обладатели, носители определенных прав и обязанностей, которыми они наделены в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на них правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства. Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Субъектом административно-правовых отношений являются обладатели, носители определенных прав и обязанностей, которыми они наделены в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на них правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.
18 Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды: между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы); между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы); между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей); между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей); между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.); между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.); между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.); между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.); между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъектами исполнительной власти и гражданами. между субъектами исполнительной власти и гражданами.
19 Юридические факты в административном праве Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами являются конкретные социальные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий, возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Функции юридических фактов : Функции юридических фактов : обеспечивают возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной административно-правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в административно- правовом отношении; обеспечивают возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов, установленной административно-правовой нормой, к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в административно- правовом отношении; выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц выступают гарантией законности, позволяющей не допустить произвола обязанных лиц при осуществлении конкретных административно-правовых отношений; при осуществлении конкретных административно-правовых отношений; информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие административно-правовых норм на общественные отношения. информационная функция, обеспечивающая предварительное воздействие административно-правовых норм на общественные отношения.
20 В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. В юридической науке существует достаточное количество классификаций юридических фактов. Их дифференцируют: Их дифференцируют: по волевому признаку (события, действия), по волевому признаку (события, действия), по способу связи с явлениями действительности (позитивные, негативные), по способу связи с явлениями действительности (позитивные, негативные), по функциям юридических фактов в фактическом составе (правопорождающие, правопрепятствующие), по функциям юридических фактов в фактическом составе (правопорождающие, правопрепятствующие), по юридическим последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие), по юридическим последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие), по виду правоотношений (материальные, процессуальные), по виду правоотношений (материальные, процессуальные), по признаку документальной закрепленности (оформленные, неоформленные, латентные, расчетные). по признаку документальной закрепленности (оформленные, неоформленные, латентные, расчетные).
21 Основным определяющим видом юридических фактов в административном праве является действие – результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования. Основным определяющим видом юридических фактов в административном праве является действие – результат сознательной, целенаправленной деятельности людей и иных субъектов права в области отношений, составляющих предмет правового регулирования. Действия можно классифицировать по различным основаниям: Действия можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту (действия граждан, организаций, общественно-территориальных образований), по субъекту (действия граждан, организаций, общественно-территориальных образований), по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результаты действий), по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результаты действий), по способу совершения (лично, через представителя), по способу совершения (лично, через представителя), по способу выражения и закрепления (документом, молчанием, жестом). по способу выражения и закрепления (документом, молчанием, жестом).
22 В зависимости от соответствия действий требованиям административно-правовых норм они подразделяются на правомерные и неправомерные (противоправные). Правомерные действия – основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики административно-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты. Правомерные действия – основная разновидность юридических фактов, являющихся основанием возникновения и динамики административно-правовых отношений. В свою очередь, правомерные действия по своему значению и направленности подразделяются на юридические поступки и юридические (индивидуальные) акты. Основаниями возникновения, изменения и прекращения, отдельных административно-правовых отношений могут быть неправомерные действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями. Основаниями возникновения, изменения и прекращения, отдельных административно-правовых отношений могут быть неправомерные действия, которые не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права и не согласуются с возложенными на лицо юридическими обязанностями.
23 В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события – обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей. В административном праве к числу юридических фактов, вызывающих движение административно-правовых отношений, относятся события – обстоятельства как юридические факты, не зависящие от воли людей. Различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Для другой части юридических событий характерным является их объективный характер, то, что человек не может предотвратить или ликвидировать. Различие между событиями и действиями состоит не столько в источнике их происхождения, сколько в характере процесса: события в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Для другой части юридических событий характерным является их объективный характер, то, что человек не может предотвратить или ликвидировать.
24 Заключение Административное правоотношение – урегулированное административно- правовыми нормами управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами. Административное правоотношение – урегулированное административно- правовыми нормами управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами. Можно сделать следующие выводы: Можно сделать следующие выводы: особенностями административно-правовых отношений являются сфера их возникновения и специфика административно-правового регулирования, выражающаяся в императивности волеизъявления субъектов управления; особенностями административно-правовых отношений являются сфера их возникновения и специфика административно-правового регулирования, выражающаяся в императивности волеизъявления субъектов управления; классификация административно-правовых отношений в силу многообразия сферы государственного управления различна и многообразна как по своему характеру, так и по содержанию и направленности, но основными видами являются – по юридическому характеру – материальные и процессуальные, по характеру связей – вертикальные и горизонтальные; классификация административно-правовых отношений в силу многообразия сферы государственного управления различна и многообразна как по своему характеру, так и по содержанию и направленности, но основными видами являются – по юридическому характеру – материальные и процессуальные, по характеру связей – вертикальные и горизонтальные; структура административного правоотношения включает в себя три элемента: объекты правового регулирования (волевое поведение, действия), субъекты, вступающие в административно-правовое отношение (физические лица, организации, государственные органы, должностные лица), содержание – совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношения; структура административного правоотношения включает в себя три элемента: объекты правового регулирования (волевое поведение, действия), субъекты, вступающие в административно-правовое отношение (физические лица, организации, государственные органы, должностные лица), содержание – совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношения; основными юридическими фактами в административном праве являются юридические (индивидуальные) акты. основными юридическими фактами в административном праве являются юридические (индивидуальные) акты.
25 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.