Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Мишуточкин
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Общая психология Лекция 5:Представление. Воображение. Владивосток 2014
3 Изучить психические процессы. Представление, воображение.
4 Общая характеристика процесса представление. Свойства представлений. Функции представлений. Виды представлений. Характеристика процесса воображение. Виды воображения. Творческое воображение. Приемы воображения.
5 Представление – вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом.Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом и абстрактным мышлением. В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности, представления, с одной стороны, включаются в память, воображение, мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения. Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение продолжает развиваться. Течение представлений развертывается во «внутреннем пространстве», никогда не выносятся наружу. Этим представления отличаются от галлюцинаций, «когда внутренний образ выносится наружу», помещается во внутреннем пространстве и становится навязчивой устрашающей силой.
6 Образ представления опосредованный, а следовательно менее яркий. В представлениях сохраняется преобладающий цвет предмета, его контуры и форма, относительная величина и местоположение. Вместе с тем, с переходом от восприятия к представлению, часть информации исчезает, теряется Происходит схематизация образа – одни признаки объекта подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются и редуцируются. Цвет становится менее насыщенным, исчезают оттенки, цвет сдвигается к основным тонам или заменяется ахроматическим. В представлениях предмет как бы отрывается от фона и может быть воспроизведен либо без него, либо на измененном фоне. Например: Вы никогда не сможете представить отчетливо все лицо, только отдельные части, глаза, нос, губы и т.д. Все остальное будет размытым.
7 Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные признаки и части представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют Неустойчивость и непостоянство. Любой вызванный образ исчезает из поля зрения человека и придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Обобщенность. Обобщенность имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов, но и в представлениях конкретных предметов
8 Сигнальная. Сущность состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействующего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, который под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Регулирующая. Тесно связана с сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействующем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений.
9 Классификация по видам анализаторов. Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характер зрительных представлений зависит от содержания той или иной практической деятельности, в процессе которой они возникают. Слуховые представления. В свою очередь речевые подразделяются на: фонетические и тембро-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом человека. Тембро-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-либо человека. Суть музыкальных представлений заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности.
10 Двигательные представления. Они никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Когда человек представляет себе движение какой-нибудь части тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Эти ощущения образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Соответственно, двигательные бывают зрительно-двигательные (представления движения тела) и слуходвигательные (речевые представления) Обонятельные представления.
11 По степени обобщенности: Единичные – представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие – представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. По степени волевых усилий: Непроизвольные – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные – это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
12 Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что человек никогда не воспринимал непосредственно. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения. По мнению Рибо, «всякое изображение, крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений». Основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.
13 Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий.
14 Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться Творческое воображение - выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
15 Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае, понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новые образы – это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – это то, что ново для данного человека. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое.
16 Агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ Аналитическое - это акцентирование, которое заключается в том, что какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, изменяясь по величине или делая объект непропорциональным Конструирование - представлений воображения может идти и синтетическим путем. В этом случае, если представления из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план, то говорят о схематизации (орнаменты, узоры). Схематизация - является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному творческому воображению – типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего получается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.