Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладимир Шипицын
1 Исторический опыт разделения властей и механизм государственного управления Выполнил: студент группы ВЗБ5ЮР-11 Авдуевский Александр Валерьевич
2 Одним из ведущих и основополагающих принципов организации и функционирования механизма государственного управления выступает принцип разделения власти. Согласно этому принципу, государственная власть разделяется на относительно самостоятельные, независимые и уравновешивающие друг друга ветви - законодательную, исполнительную и судебную.
3 Исторический опыт разделения властей Основные идеи принципа разделения власти высказывались еще Полибием, Платоном, Аристотелем и др. Аристотель в своих трудах различал между собой три элемента любого политического устройства: это власть, которая решает государственные вопросы, власть правительственная и власть судебная. Довольно полную теорию разделения власти разработали Дж. Локк в конце XVII века и в середине XVIII века Ш. Монтескье.
4 В своем основном труде-трактате О духе законов(1748 г.), Монтескье провозглашает разделение власти не просто как техническое распределение функций между государственными органами, а именно как реальное разделение между различными социально-политическими силами. Монтескье отмечал, что каждая из ветвей власти должна осуществляться своим особым самостоятельным государственным органом.
6 Дальнейшему обоснованию теории разделения власти посвятили свои исследования И. Кант, Г. Гегель, А. Токвиль, применительно к российским условиям - М.М. Сперанский, М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин. Они убедительно доказали, что принцип разделения власти вытекает из самой природы демократической власти, рассматривали его в качестве неотъемлемого принципа функционирования государства.
7 В годы советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. Он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, "как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля".
8 Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
9 Принцип разделения власти все три ветви власти должны быть представлены различными органами и людьми; каждая из них независима, автономна и равноправна; никакая ветвь власти не должна вмешиваться в права и полномочия другой; в то же время все они взаимодействуют, осуществляют взаимный контроль, уравновешивают и сдерживают друг друга; судебная власть независима от политики и подчиняется только закону.
10 В соответствии с Конституцией РФ (статья 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.
11 Содержание принципа разделения власти: четкое распределение функций и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной; независимость и самостоятельность каждой ветви власти; взаимное уравновешивание, сдерживание всех ветвей власти и контроль; гарантированное реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации; социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
13 Законодательная власть Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации.
14 Функции законодательной власти: законодательная функция; представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
15 Функции законодательной власти: учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.; функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.
16 Исполнительная власть Органы исполнительной власти включают: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, федеральные службы и агентства); правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов, сельских и городских районов.
17 Главной задачей органов исполнительной власти является реализация положений Конституции РФ, других нормативно- правовых актов, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти.
18 Функции исполнительной власти: исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ; правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
19 Функции исполнительной власти: регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.; нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов; охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
20 Судебная власть Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
21 Принципы: 1. равенства всех перед законом и судом 2. открытости, гласности, публичности судебного процесса 3. очности судебного разбирательства 4. доступности языка судопроизводства 5. состязательности и равноправия сторон 6. сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. 7. участия граждан в отправлении правосудия(такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей).
22 Функции судебной власти: Конституционный контроль - контроль за изданием нормативных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ. Правосудие - это деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона, обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений.
23 Функции судебной власти: Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений. Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.
24 Государственное управление в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
25 Признаки государственного управления: это вид государственной управленческой деятельности; деятельность носит юридически властный, исполнительно- распорядительный характер; деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); характеризуется наличием вертикальных и горизонтальных связей; осуществляется в различных формах (правовых и неправовых); обеспечивается посредством системы гарантий; нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
26 Цель государственного управления - это предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.
27 Цели государственного управления: социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений; политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
28 Цели государственного управления: обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния; организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.
29 Конституцией РФ 1993 г. вместо понятия «государственное управление» в оборот внедрен новый термин исполнительная власть.
30 Признаки исполнительной власти: является самостоятельной ветвью единой государственной власти; выступает в качестве подзаконной по отношению к законодательной власти; осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления; обладает предметно-функциональной самостоятельностью; обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
31 Признаки исполнительной власти: организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации; ее деятельность носит исполнительно- распорядительный характер; носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно; имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
32 Благодарим за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.