Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДанила Шеметов
1 Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
2 Цель работы: систематизировать знания об опросных методах психологического исследования.
3 Содержание: Введение. Основные методы. Требования к проведению наблюдения. Процессы общей процедуры наблюдения. Эксперимент. Методы устного и письменного опроса. Благоприятный для беседы климат Тестирование. Валидность. Надёжность.
4 Введение. Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
5 Основные методы. К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение Научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
7 Требования к проведению наблюдения: сохранение естественности психических проявлений; должен быть целенаправленным; фиксация результатов.
8 Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения): определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?); выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?); определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).
9 Эксперимент. Эксперимент Это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого- либо процесса в ситуации Регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится Проверка гипотезы Исследования.
10 Методы устного и письменного опроса Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. Опрос может быть групповым и индивидуальным; устным и письменным.
11 Беседа- это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.
13 Благоприятный для беседы климат создают: ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения; проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать); положительные замечания (у любого человека есть положительные качества); искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
14 Тестирование.Валидность.Надёжность. Тест (англ. test проба, испытание, исследование) стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. При тестировании персонала применяемая батарея тестов (в том числе компьютерная) должна отвечать базовым требованиям валидности и надежности.
15 Валидность. Валидность теста это критерий степени достоверности измерения психического свойства (качества, явления), которое хотят измерить с помощью данного теста. По сути, валидность теста это показатель степени его эффективности и пригодности для измерения нужной нам характеристики. Различают несколько видов валидности: конструктивную валидность; валидность по критерию; валидность по содержанию; прогностическую валидность.
16 Надёжность. Надежность теста это его фундаментальная характеристика, показывающая степень стабильности результатов тестирования при неоднократном обследовании. Может определяться путем повторного тестирования через строго определенный отрезок времени и вычисления коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования. При этом важно учитывать, что надежность результатов тестирования зависит не только от качества самого теста, но и от процедуры проведения тестирования персонала (она должна быть одинаковой в первом и последующих случаях) и социально-психологической однородности выборки. Надежность теста может быть различной, к примеру, для подростков, мужчин, женщин, представителей различных социальных групп. Таким образом, надежность теста, выражая степень неточности, возможность ошибки, возникающей при любом тестировании, заставляет искать пути уменьшения этой ошибки, более конкретного, целенаправленного применения теста. Надежность лучших тестов составляет 0,8-0,9.
17 Виды тестов. В общем виде все тесты можно разделить на три основные группы: тесты-испытания; тесты-опросники; проективные (в том числе графические) методики.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.