Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНина Шестиперова
1 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказки Урок в 10 классе Автор презентации учитель- методист Иванова Л.В.
2 Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.А.Некрасов
3 Из письма А.П.Чехова: «Прочтите… сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получите удовольствие и руками разведёте от удивления…»
4 Почему сатирик выбрал жанр сказки? Овладел жанром сказки. Сказка служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно- политических замыслов сатирика. Сказка привлекала более широкий круг читателей. Помогала обобщить, укрупнить масштаб художественного изображения.
5 Основные художественные приёмы художественное преувеличение фантастика иносказание сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира В основе итоговой книги писателя лежат народные сказки о животных.
6 Тематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Можно выделить три основные темы: 1.Сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы. 2.Изображение жизни народных масс в царской России. 3.Обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
7 Какую сказку читали в средней школе? Определите её тему. Что обличает в ней сатирик?
8 Сказки «Премудрый пескарь», «Верный Трезор» Сказка «Премудрый пескарь» - обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
9 В сказке «Верный Трезор» с едким сарказмом сатирик обрушился на представителей массового хищничества и их «верных Трезоров», которые для своих хозяев готовы на всё.
10 Каким общим эпитетом награждает сатирик главных героев? Премудрый – исполненный мудрости. Мудрый – 1) обладающий большим умом; 2) основанный на больших знаниях, опыте. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
11 В чём мудрость главных героев? Пескарь. «А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернётся – везде ему мат». Трезор. «И премудрый был: никогда на своих не лаял, а всё на чужих».
12 Какой образ жизни избрали пескарь и Трезор? Пескарь: дрожал Трезор: иссобачился
13 Какую цель в жизни избрали герои? Пескарь. «Был он пескарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, сказал он себе, - а не то как раз пропадёшь!» - и стал устраиваться.
14 Какую цель в жизни избрали герои? Трезор. Частный пристав: «Лай, мой друг, лай! Нынче и человек, ежели который с отличной стороны зарекомендовать себя хочет, - и тот по пёсьему лаять обязывается!»
15 Уроки Пескарь. По примеру родителей, которые «аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну того же заказали. «Смотри, сынок, говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» Жуировать – развлекаться, ища удовольствий, вести праздную жизнь. Какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы?
16 Уроки Трезор. Всю жизнь на Живодёрке при лабазе прожил, поэтому: «Не требуется никаких видов, на этом дворе я родился, на нём же и старые кости сложу».
17 Дайте краткую характеристику героям сказок Пескарь: обыватель, отгородивший себя от жизни, эгоист и трус. Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами. Трезор: верный подданный, выслуживается, унижается за миску помоев.
18 « И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нём? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».
19 Задание Посмотрите экранизацию сказки «Премудрый пескарь». Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать создатели мультфильма? Пескарь ложится в гроб-часы. Время уносит таких, как он или верный Трезор, в бездну небытия.
20 Нравственные уроки « Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».
22 Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру – ответ на вопрос: К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение Прокофьева «Премудрый карасик»? Знать содержание сказки «Дикий помещик».
23 Урок подготовлен учителем ГОУ лицея 344 Ивановой Любовью Валерьевной
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.