Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Ступина
1 Оценка образовательных программ Высшее образование Институт экономики, управления и природопользования
2 Высшее образование Основные образовательные программы: бакалавриат, специалитет, магистратура ( направления: Экономика, Менеджмент, Управление персоналом, Государственное и муниципальное управление и др.) –ФГОС (виды деятельности, компетенции и др.) Дополнительные образовательные программы –Цель программы, модель компетенций
3 Независимая оценка образовательных программ: современные требования Студентам, общественности, государству, органам аккредитации, попечителям/учредителям должны быть предоставлены доказательства качества образовательных программ Смещение акцента на результативность программы, удовлетворенность студентов и работодателей, и подтверждение того, как студенты отвечают заявленным/запланированным целям и задачам программы Сопоставимость hard (однозначно измеримых, независимых от измеряющего субъекта) и soft (выражающих мнения, суждения, оценку) показателей
4 Аккредитация в 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С точки зрения государства С точки зрения общества Государственная аккредитация образовательной деятельности Аккредитационный орган – орган исполнительной власти (федеральный или субъекта РФ) Ст. 92 (п.2) …подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях… Общественная аккредитация образовательной организации Аккредитующая общественная организация – российская, иностранная, международная Ст. 96 (п.1-2) … признание уровня деятельности организации… соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Профессионально -общественная аккредитация образовательных программ Работодатели, их объединения, уполномоченные ими общественные организации Ст. 96 (п.4-6) … признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации… отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
5 Соотношение видов аккредитации по содержанию Государственная аккредитация Общественная аккредитация Профессионально- общественная аккредитация Аккредитационные нормы деятельности Собственные требования и и образовательные результаты Требования рынка труда к подготовке выпускников Требования ФГОС (образовате льных стандартов) Требования профессио нальных стандартов
6 Единый экзамен для бакалавров как элемент независимой оценки результатов образовательной программы Отсев некачественных образовательных программ Срезовое измерение При условии установления общепризнанного порогового значения измерений (минимума обязательных образовательных результатов) Отбор и рейтинг лучших образовательных программ Срезовое измерение, часть обязательной ИА При условии наличия многоуровневости измерения, учета не только порогового значения, но и шкалы измерений Определение индивидуальных достижений выпускника ОПЦИОНАЛЬНО: Индивидуальное измерение При условии хорошей структурированности перспективно
7 Профессионально-общественная аккредитация Российские национальные рамки профессиональных стандартов и сертификаций только складываются, Профессиональные стандарты есть не везде, а в некоторых профессиональных областях не будут созданы в ближайшее время Объединения работодателей во многих профессиональных полях отсутствуют, а те, которые существуют, не имеют собственных инструментов и процедур для оценки образовательных программ - это не их основная деятельность Большое разнообразие профессий и профессиональных позиций после освоения программ экономических и менеджериальных направлений подготовки не дают отдельным объединениям работодателей полноты взгляда на качество подготовки (разрабатывать множество отдельных аккредитационных требований затратно и неэффективно)
8 Модель профессионально-общественной аккредитации уполномоченная работодателями организация КТО? Образовательные программы ЧТО? Выявление соответствия образовательной программы требованиям и ожиданиям работодателей, рынка труда, профессиональным стандартам Задачи? Качество подготовки - Анализ документов и материалов самообследования Уровень подготовки выпускников – Сертификация по требованиям профессиональных стандартов Возможные процедуры
9 Критерии и требования Соответствие целей образовательной программы задачам развития профессиональной области Участие работодателей в разработке образовательных стандартов Разработка профилей подготовки под заказ или по согласованию с работодателями, в соответствии с профессиональными стандартами Стратегия и цели образовательной программы
10 Критерии и требования Наличие базовых кафедр ведущих работодателей Наличие в ППС практиков с большим опытом работы Наличие учебных дисциплин (встроенных в учебный план или факультативных), разработанных с участием работодателей, реализуемых работодателями (конкретными компаниями, мастерами и т.п.) Наличие в структуре учебного плана дисциплин, предполагающих формирование компетенций для получения профессиональных сертификатов Соруководство представителей работодателей курсовыми, ВКР НИРС и проекты по заказу работодателей Наличие различных форм вовлечения студентов в профессиональную деятельность в рамках учебного процесса Организация практики студентов Образовательные технологии, адекватные формированию значимых профессиональных компетенций Организация и обеспечение (условия реализации) образовательного процесса
11 Критерии и требования Наличие в планируемых образовательных результатах ОП профессиональных компетенций, согласованных и одобряемых профессиональным сообществом/работодателями Наличие измерительных материалов/инструментов и процедур для оценки профессиональных компетенций (отраженных в профессиональных стандартах), привлечение к их разработке работодателей Участие работодателей в различных формах аттестации Участие студентов в конкурсах профессиональных компетенций (профессионального мастерства) Наличие у студентов/выпускников сертификатов по отдельным видам требований профессиональных стандартов Образовательные результаты (системные и профессиональные компетенции)
12 Критерии и требования Трудоустройство выпускников Удовлетворенность работодателей выпускниками, работающими у них Востребованность выпускников
13 Общественная аккредитация отдельные образовательные программы (образовательные организации) Российская Экспертные сообщества Международная EFMD, AMBA, CEMS, ЕСВЕ - в области бизнес-образования
14 Опыт реализации Государственного плана в Сибирском федеральном университете Работа в программе с 1998 г. Регионы взаимодействия: Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва, Алтайский край Выпуск слушателей более 2000 человек
15 Цели общественной экспертизы Повышение эффективности и качества реализации российскими образовательными учреждениями образовательных программ; Совершенствование управления образовательными программами; Совершенствование деятельности российских образовательных учреждений за счет распространения отечественного опыта в области подготовки управленческих кадров; Информирование общественности и защиты интересов потребителей образовательных программ (граждан, специалистов, рекомендующих организаций, субъектов Российской Федерации); Повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
16 Оценка программы Конкурс образовательных программ Отчет о реализации программы Отчет о самооценке программы Общественная аккредитация (заочный и очный этапы)
17 Параметры общественной экспертизы на примере Президентской программы Реализация компетентностного подхода –Используемая модель компетенций менеджера –Взаимосвязь учебно-тематического плана образовательной программы с моделью компетенций менеджера –Многообразие активных методов обучения для развития и оценки компетенций –Оценка результатов подготовки –Формирование преподавательского состава с целью обеспечения освоения специалистами компетенций Практическая ориентация образовательной программы –Ориентация на существующие затруднения или стратегии развития направляющих организаций –Подготовка специалистов к российской и зарубежной стажировке –Формирование преподавательского состава с целью обеспечения практической ориентации образовательной программы Инновации и ресурсное обеспечение процесса подготовки –Инновации в процессе подготовки –Фактическое учебно-методическое обеспечение образовательной программы Управление образовательной программой –Формулировка миссии и целей образовательной программы (далее – Миссия) –Управление качеством образовательной программы
18 Совершенствование методики оценки качества Президентской программы подготовки управленческих кадров Структурировать непосредственно критерии в рамках системы оценки качества реализации программы Дополнить методику системой количественных показателей, позволяющих сравнивать достижения вузов в реализации программы
19 Единая модель? Очень неоднородный рынок труда Очень неравнозначные требования работодателей к качеству подготовки выпускников Специфика конкретной производственной области может быть отражена в рамках предлагаемой модели При сильном разбросе требований и процедур вузы(университеты) с большим числом направлений подготовки рухнут под бременем аккредитаций Различные формы аккредитации не должны дублировать друг друга – согласование позиций
20 Спасибо за внимание При подготовке презентации использованы: материалы заседания Комиссии по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации АВВЭМ (НИУ-ВШЭ) правила проведения общественной экспертизы образовательных программ, реализуемых в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.