Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладислав Торицын
1 БМАДОУ 41 «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
2 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию инклюзивных процессов ДОУ ФЗ «Об образовании в РФ» (приказ от ФЗ); ФГОС ДО (приказ МОиН РФ от ); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП-ОП ДО (приказ МОиН РФ от ); Приказ об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии (приказ МОиН РФ от ); Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (приказ от р); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3 Локальные нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию инклюзивного образования в ДОО Устав ДОО; Положение об оплате труда; Должностная инструкция работников; Инструкция по технике безопасности; Положение о ПМПК и т.д.; Программа развития ДОО; Основная образовательная программа ДОО; Годовой план ДОО; Приказы руководителя для обеспечения инклюзивного образования.
4 ФГОС ДО Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. (п ФГОС)
5 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
6 ФГОС ДО (п ) Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
7 Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ (из письма МОиН РФ от «Комментарии к ФГОС ДО») Под специальными условиями понимаются: Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ. Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.
8 Специальные условия обучения (воспитания) – специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ; адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого- педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).
9 ФГОС ДОО (п ) При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
10 Организация и содержание инклюзивного образования ДОО Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
11 Инклюзивное образование – совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
12 Принципы инклюзивного образования в дошкольном образовании Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах: принцип индивидуального подхода; принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации); принцип социального взаимодействия; принцип междисциплинарного подхода ; принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; принцип партнерского взаимодействия с семьей; принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
13 Деятельность педагогического коллектива инклюзивной группы Педагогический коллектив инклюзивной группы может включать в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования. Цель работы этого коллектива – организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека. Основные направления деятельности педагогического коллектива: разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ; проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы; разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно- развивающей работы; реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года; планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе; обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями; планирование, организация и реализация событий и праздников; анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению. ПМПК назначает каждому ребенку с ОВЗ ведущего специалиста
14 Этапы работы при организации инклюзивного образования 1 этап: Организация педагогического совета для обсуждения целей, ценностей инклюзии, разработка плана действий, определение состава ПМПк; Знакомство с детьми и семьями, с ИПР ребенка-инвалида; Разработка индивидуального образовательного плана и индивидуальной программы развития; Оказание консультативной помощи родителям; Встречи родителей детей с ОВЗ и возрастной нормы. 2 этап: Разработка концепции организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации; Разработка структуры управления инклюзивным образованием; Разработка ООП в соответствии с ФГОС ДО и др. нормативных документов; Создание методического обеспечения образовательного процессов; Повышение профессиональной квалификации воспитателей и специалистов; Совершенствование предметно-развивающей среды инклюзивной группы; Выстраивание партнерских отношений между всеми субъектами образовательных отношений; Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.
15 Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе: диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
16 Проблемы при организации коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО: Профессиональная и психологическая готовность педагогического коллектива Разработка ИОП Совершенствование РППС и УМК Разработка новой структуры управления инклюзивным образованием Создание сетевого взаимодействия с социальными партнерами
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.