Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОлег Трындин
2 Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
3 Ее авторы: Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит. В России она появилась в 1997 году. Чарльз Темпл Чарльз Темпл
4 Американские ученые модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Мария Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Лев Семенович Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, Владислав Владиславович Сериков, Е.В. Бондаревская), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, Владислав Владиславович Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (Андрей Викторович Хуторской) эвристического обучения и а также идеи (Андрей Викторович Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
5 КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения отправная точка для развития творческого мышления
6 Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
7 Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
8 Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
9 Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
10 Задачи осмысления – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Помочь соотнести старые знания с новыми
11 Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
12 Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
13 Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ?? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?
14 Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?
15 Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти. Уточняющие вопросы – «то есть ты говоришь, что…», «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
16 Кластер - э Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
17 Кластеры (гроздья)
18 Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы З – что мы знаем знаем Х – что мы хотим узнать хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать
19 Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противореч ит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
20 Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
21 СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
22 Глагол переходный, возвратный объединяет, выступает, употребляется обозначает действие или состояние что делать?
23 Приемы, которые используются на стадии вызова: «Кластер» «Верные-неверные утверждения» «Знаю – хочу – узнать – узнал» «Знаю – хочу – узнать – узнал» «Бортовой журнал» «Лови ошибку»
24 Приемы, которые используются на стадии осмысления: «Инсерт» «Инсерт»«Кластер»«Фишбоун» «Толстые и тонкие вопросы» «Ромашка Блума»
25 Приемы, которые используются на стадии рефлексии: « Синквейн» « Синквейн» «Кластер» «Кластер» «Бортовой журнал» «Бортовой журнал» «Таблица З-Х-У» «Таблица З-Х-У» Прием «Оратор» Прием «Оратор»
26 Современный выпускник умеет: формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументировано спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
27 Критическое мышление
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.