Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Сатаров
1 Урок 24 Тема: «Подростковая культура»
2 Подростковый период – это этап, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта. В этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами. Что же такое подростковая культура? Как к ней относятся сами подростки и взрослые? В чем корень недопонимания двух поколений? Об этом поговорим на нашем уроке.
3 Цели и задачи: Понимать: значение культурной среды в формировании личности подростка; сущность подростковой культуры. Знать: термины и понятия «подростковая культура», «неформальные объединения», «роллеры»; причины формирования подростковой культуры; современные трактовки сущности подростковой культуры. Уметь: давать характеристику атрибутам подростковой культуры; определять и анализировать факторы, вызывающие эти проблемы; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию положительных и отрицательных ценностей подростковой культуры на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
4 План урока: 1. Общее представление о подростковой культуре. 2. Значение субкультуры для подростка. 3. Проявления подростковой культуры. 4. Как грамотно относиться к подростковой культуре.
5 Так или иначе, с подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Может быть, ребенок повесил у себя в комнате плакат с изображением сомнительного вида людей в черной коже. Или вместо приличной одежды попросил купить ему черный балахон с надписями. Или постоянно слушает громкую бессвязную музыку. Словом, пути соприкосновения взрослых с подростковой культурой крайне разнообразны. Но если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Давайте попробуем разобраться, какое именно.
6 1. Общее представление о подростковой культуре Общество подростков не является единой, всеобъемлющей, монолитной структурой, включающей всех молодых людей. Задание: внимательно изучите представленную схему и прокомментируйте ее.
7 ПОДРОСТКОВОЕ ОБЩЕСТВО Множество подростковых групп По возрасту По материальной обеспеченности По полу По национальному составу Формальные общества подростков (школьные общества) Неформальные общества подростков (внешкольные группы)
8 2. Значение субкультуры для подростка Как вы считаете, почему подростки создают свою культуру, которая не всегда нравится взрослым?
9 Версии… Во-первых, подростковая культура во многом облегчает общение со сверстниками. Во-вторых, молодежная культура для подростка – это сфера самоопределения. В-третьих, молодежная культура – это уникальный мир, мир без взрослых. В-четвертых, это стремление к свободе и независимости от взрослых. Это вообще лейтмотив подросткового периода – сделать все наперекор семье.
10 3. Проявления подростковой культуры Работая с материалом учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику и проанализируйте проявления подростковой культуры. Для эффективности работы разбейтесь на творческие группы: Первая группа: работая с пунктом «Одежда», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Вторая группа: работая с пунктом «Музыка», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Третья группа: работая с пунктом «Роллеры», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Четвертая группа: работая с дополнительным материалом «Сленг молодежи», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры. Пятая группа: работая с дополнительным материалом «Неформальная субкультура молодежи», ответьте на вопросы и проанализируйте этот атрибут подростковой культуры.
11 Вопросы для первой группы: Почему авторы учебника характеризуют одежду как главную материальную черту подростковой культуры? Согласны ли вы с их утверждением? Ответ аргументируйте. Почему подростки часто идут на эксперимент со своей внешностью? Как вы поняли тезис авторов учебника: «Через одежду, вызывающую или, напротив, неброскую, подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих»? Как, по-вашему, можно с помощью одежды сообщать окружающим о том, какую роль хочет играть подросток в жизни? Как с помощью одежды подростки пытаются приобрести независимость? Можно ли это сделать таким образом? Приведите примеры, подтверждающие тот факт, что у подростков и взрослых одежда выполняет разные функции. Только ли подростков встречают по одежде? Чем отличается подход взрослых к одежде по сравнению с подходом молодежи?
12 Вопросы для второй группы: Почему музыка является важной частью подростковой культуры? Какие направления популярной музыки вам известны? Почему авторы учебника относят тяжелый рок или «хэви-метал» к одному из самых противоречивых и спорных жанров современной музыки? Согласны ли вы с их выводами относительно чувства безнадежности и цинизма? Почему, на ваш взгляд, взрослые отвергают эту музыку?
13 Вопросы для третьей группы: Кто такие роллеры? Какая страна стала родоначальником данного направления подростковой культуры? Дайте характеристику роллеризму. Какие преимущества дает подросткам данное увлечение? Почему это движение подростков растет с каждым годом? Какие отрицательные последствия имеет данный атрибут подростковой культуры? Почему роллеризм – это особый образ жизни и особая субкультура? Опишите внешний облик роллера. Какие стили катания в роллеризме вы можете назвать? Какой из них вы предпочитаете, почему? Что собой представляет особый язык роллера? С какой целью его изобрели и использую молодые люди? В чем суть проблемы взаимоотношений взрослых и детей? Охарактеризуйте музыкальные вкусы роллеров. Попытайтесь составить перечень предметов-символов, которые отражают культуру роллеров сегодня.
14 Вопросы для четвертой группы: В чем особенность сленга подростков? На какие подгруппы можно подразделить подростков по речевым признакам подростковой культуры? Дайте им характеристику. Как вы относитесь к сленгу? Свой ответ аргументируйте.
15 Вопросы для пятой группы: В чем вы видите причины появления неформальной подростковой культуры? Какие направления знаете? Как вы к ним относитесь? Что их объединяет?
16 4. Как грамотно относиться к подростковой культуре Не секрет, что многие представители старшего поколения не понимают и не признают подростковую культуру. Сейчас вам предоставляется уникальная возможность дать советы взрослым людям, как следует воспринимать эту культуру и как следует вести себя в тех случаях, когда понимания нет. Задание: разбейтесь на творческие группы и обсудите предложенную проблему, предложите способы достижения взаимопонимания взрослых и детей.
17 Подведение итогов Итак, в каком смысле подростковое общество и культура обладают уникальностью и отличаются от общества и культуры взрослых? Как подростковая культура отражает культуру взрослых? Наряду с положительным влиянием может ли оказывать подростковая культура и негативное воздействие на подростка?
18 Подведем итоги… Во-первых, подростковая культура ограничивает и сужает кругозор, обостряет взаимоотношения между сверстниками. Во-вторых, для культуры подростков характерны социально не желательные проявления: курение, употребление алкоголя, нецензурная брань.
19 Задумаемся… Можно уберечь молодежь от этих отрицательных воздействий? Можно ли как-то уберечь наших детей от её неблагоприятного влияния?
20 Что же может выступить в роли такой «психологической прививки?» Это умение принимать самостоятельные решения. Важно, чтобы подросток не просто знал о необходимости думать самостоятельно, а имел такой опыт. Очень важно научиться говорить «нет» и настаивать на своем решении. Еще один важный момент – продемонстрировать подростку свое нейтральное отношение к его увлечениям и интерес к его жизни. Необходимо, чтобы взрослые вспомнили себя.
21 Домашнее задание: Выучить § 22 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: подготовить мультимедийную презентацию «Подростковая культура: «за» и «против». 2 вариант: подготовить сообщение об одном из направлений подростковой культуры. 3 вариант: какое место в подростковой культуре занимает музыка и почему?
22 Желаю успеха!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.