Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктор Тронин
1 Урок 26 Тема: «Досуг и отдых»
2 Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени, как взрослые, проблемами дома, семьи, денег, здоровья. И в этот неповторимый период надо успеть познать, постичь и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том числе и сегодня, молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. Но только ли в трудовой деятельности человек проявляет себя? Обществоведы утверждают, что досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность – умение принимать решение и руководить, организовывать. Так ли это?
3 Цели и задачи: Понимать: значение досуга и отдыха в формировании личности подростка; противоречивость влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка. Знать: термины и понятия «досуг», «отдых», «свободное время», «культурный досуг»; как люди проводили свой досуг в древности, как проводят в наши дни; современные трактовки психологической науки о влиянии досуга и отдыха на поведение подростков. Уметь: давать характеристику культурному досугу подростка; определять факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию досуга и отдыха на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
4 План урока: 1. Понятия «досуг» и «отдых». 2. Проведение досуга разными народами в разные исторические времена. 3. Культурный досуг. 4. Практическая часть.
5 Введение в новый материал Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о том, как человек проводит свободное время. Обществоведы дают следующее определение: Свободное время – часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. Так ли уж важно знать, как человек проводит свое свободное время? Ведь это личное дело каждого? Попробуем ответить на эти вопросы.
6 1. Понятия «досуг» и «отдых» Задание: посмотрите на схему и прокомментируйте ее. Досуг Часть свободного (нерабочего) времени Этим временем человек распоряжается по своему усмотрению Основные черты досуга Продолжительность Место Способ проведения: активный пассивный Структура: Активная творческая деятельность Учеба Самообразование Культурное (духовное) потребление Спорт Любительские занятия Общение с другими людьми
7 Задание: Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени: I тип: рекреационный – отдых и восстановление сил после работы. II тип: рационально- потребительский – с материальной и духовной точки зрения. III тип: деятельный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Приведите примеры, отражающие суть этих типов досуга и отдыха.
8 Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества. Досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, государства в целом. Задание: разбившись на группы, предположите, какую роль играет досуг в развитии подростка.
9 В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать: уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности; досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности, таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.; досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей; любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье; досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств; досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей; особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
10 Задание: Всегда ли досуг подростка носит полезный характер? Приведите примеры.
11 Досуг подростков Реальный досуг (общественно полезный): Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения Мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг: Мнимый досуг – это прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам
12 Таким образом, правильно организованный досуг играет большую роль в жизни человека и особенно подростка: досуг формирует и развивает личность; досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; досуг формирует потребность детей в свободе и независимости; досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; досуг стимулирует творческую инициативу детей; досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности; досуг способствует формированию ценностных ориентаций; досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»; досуг способствует объективной самооценке детей; досуг формирует позитивную «Я-концепцию»; досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; досуг способствует самовоспитанию личности; досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
13 2. Досуг у разных народов и в разные исторические времена Как же проводили и проводят свой досуг разные народы в прежние времена и в наши дни? Задание: работая с текстом § 24, познакомьтесь с особенностями досуга разных народов и ответьте на следующие вопросы: Приведите примеры различного отношения к досугу у разных народов. Как развлекались римляне? Выскажите свое отношение к подобному времяпрепровождению. Вспомните, каким самым любимым видом отдыха увлекались греки? Как обстояло дело с отдыхом в Средневековье? Что нового добавил в понятие «отдых» ХIХ век? Сравните отдых в развитых и развивающихся странах. Опишите и проанализируйте досуг в странах Африки. Чем занимают свободное время россияне? Выскажите свое отношение к приведенной статистике. Что является характерной чертой нашего времени? Приведите примеры, подтверждающие переход от активного отдыха к пассивному. Как вы оцениваете это явление? Свое мнение аргументируйте.
14 3. Культурный досуг Обществоведы выделяют понятие «культурный досуг». Задание: какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
15 Подведем итоги… Итак, мы пришли к выводу, что культурным досугом является только такой досуг, который направлен на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Скажите, где мы можем расширить свой кругозор, где можем приобщиться к прекрасным произведениям искусства?
16 Задание: разбившись на две группы, работая с текстом учебника, выполните задание: Первая группа: дайте характеристику роли музеев в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что музей – составная часть нашего культурного досуга. Вторая группа: дайте характеристику роли библиотек в расширении кругозора и приобщения человека к миру прекрасного. Докажите, что библиотеки – составная часть нашего культурного досуга.
17 Вопросы для первой группы: Как переводится с древнегреческого «музей»? Дайте определение понятию «музей». Расскажите о первых музеях в Античной Греции. Какую роль они играли в жизни древних греков? Назовите наиболее известные музеи Древней Греции. Чем они знамениты? Докажите, что эпохе Ренессанса был характерен повышенный интерес к наследию прошлого. Какие изменения произошли в содержании работы музеев в это время? Расскажите историю создания музеев в России. Какие типы музеев существуют в наши дни? В чем вы видите главное предназначение музеев?
18 Вопросы для второй группы: Что означает слово «библиотека» в переводе с греческого языка? Дайте определение понятию «библиотека». Где и когда появились первые библиотеки? Какую роль в их развитии сыграло Средневековье? Как развивались библиотеки в России? Что собой представляют библиотеки в наши дни? На какие типы они подразделяются? Дайте им характеристику. Назовите наиболее крупные российские библиотеки. Докажите, что термин «библиотека» применим не только к учреждениям. Какую роль играют личные библиотеки? Познакомившись с дополнительным материалом, выскажите свое мнение относительно одной из загадок истории.
19 Подведение итогов Задание: объясните смысл приведенных пословиц и высказываний: Это ужасно тяжёлая работа – ничего не делать. (Оскар Уайльд) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. (Русская пословица) Делу время, а потехе – час. (Русская пословица) Какие проблемы испытывает молодежь в организации досуга?
20 Домашнее задание: Выучить § 24 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: ответьте на вопрос, как характеризует человека его отдых? Приведите примеры. Ответ аргументируйте. 2 вариант: дайте советы, как лучше организовать досуг для молодежи. 3 вариант: разработайте учебный проект «Проблемы подросткового досуга: пути решения».
21 Желаю успеха!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.