Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнна Гонохова
1 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА Задачи федеральной инспекции труда Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Анатольевич Корж
2 2 С 1 января 2014 г. введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах – СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
3 3 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ПРАВО НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ, СВЯЗАННЫМИ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
4 4
5 5 Выявлены Не выявлены Исследования и измерения идентифицированных факторов Идентификация вредных и опасных факторов Рабочие места сотрудников, профессии которых предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Вредные и опасные условия труда Декларирование соответствия условий труда Рабочие места сотрудников, профессии которых не предусмотрены Списками 1 и 2, 1974 года Определение класса условий труда Оптимальные и допустимые условия труда ПРОЦЕДУРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В случае отсутствия АРМ – поэтапное проведение СОУТ до 31 декабря 2018г
6 6 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка НЕДОПУЩЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ОГРАНИЧЕНИЕ КРУГА ЛИЦ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА – ЭКСПЕРТЫ НЕСУТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЪЕКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОУТ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СОУТ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНО В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ
7 7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЭКСПЕРТОВ Обязательная страховка Обязательная страховка штраф до 50 тыс. рублей дисквалификация до 3 лет данные в Минтруд для лишения сертификата эксперта Эксперт штраф до 200 тыс. рублей приостановление деятельности до 90 суток данные в Росакредитацию для аннулирования аттестата аккредитации Организация Изменения в КОАП вступают в силу с 1 января 2015 года
8 8 УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Обязательная страховка Обязательная страховка С 1 января 2015 г. вводятся дополнительные составы административных правонарушений (изменения в КОАП) Состав административного правонарушения Размеры административного наказания (штрафов) для должностных лиц для юридических лиц Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации до 5 тыс. рублей до 80 тыс. рублей Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение до 10 тыс. рублей Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний до 25 тыс. рублей до 130 тыс. рублей Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты до 30 тыс. рублей до 150 тыс. рублей Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда до 30 тыс. рублей до 100 тыс. рублей РАНЕЕ Общая норма о нарушениях законодательства о труде и об охране труда до 5 тыс. рублей до 50 тыс. рублей
9 9 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА Установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДАДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ СТРАХОВОГО ВЗНОСА опасный48,0% вредный 3.47,0% 3.36,0% 3.24,0% 3.12,0% допустимый20,0% оптимальный10,0%
10 10 Право на досрочную пенсию сохраняется за работниками из числа, указанных в Списках 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года 10, при подтверждении по результатам специальной оценки условий труда наличия на их рабочих местах вредных (опасных) условий труда ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
11 11 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ПУТЕМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКТИВИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В РАМКАХ ОТРАСЛЕВЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПОПРАВКИ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ Чем выше уровень вредности на рабочем месте – тем больше объем гарантий и компенсаций
12 12 Дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации) Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3)Опасные условия труда (класс 4) Сокращенная продолжительность рабочей недели __ не более 36 часов Дополнительный оплачиваемый отпуск __7 дней Повышенный размер оплаты труда 4 %
13 13 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА С целью сохранения преемственности процедур по оценке условий труда и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей Федеральным законом от 28 декабря 2013 года 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления его в силу права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда
14 14 ЗАМЕНА ЧАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ, ТРУДА ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации) Обязательная страховка Обязательная страховка На основании: - отраслевого (межотраслевого) соглашения - коллективных договоров - письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией На основании: - отраслевого (межотраслевого) соглашения - коллективных договоров - письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией Удобно для работника (оптимизация графика работы) Удобно для работника (оптимизация графика работы)
15 15 УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА Обязательная страховка Обязательная страховка - отраслевым (межотраслевым) соглашением - коллективным договором - при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени) при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов. - отраслевым (межотраслевым) соглашением - коллективным договором - при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени) при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов. Удобно для работника (оптимизация графика работы) Удобно для работника (оптимизация графика работы)
16 16 ЗАДАЧА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ Обязательная страховка Обязательная страховка ПРИ «МОНЕТИЗАЦИИ» ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ НЕУКОСНИТЕЛЬНО КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРИНЦИП «ТРЕХ КЛЮЧЕЙ»
17 17 ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА Оформляется в порядке, установленном Минтрудом России Декларация соответствия условий труда Ведет Роструд Реестр деклараций соответствия условий труда Срок действия декларации 5 лет С работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов Внеплановая специальная оценка условий труда Прекращение действия декларации Продление срока действия декларации еще на 5 лет ДА НЕТ
18 18 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) Цели Оценка качества проведения специальной оценки условий труда Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Оценка фактических условий труда работников
19 19 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) Федеральная служба по труду и занятости Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда Кто проводит
20 20 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) определения судебных органов обращения органов исполнительной власти обращения работодателей, объединений работодателей обращения работников обращения профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов обращения органов Фонда социального страхования Российской Федерации, иных страховщиков представления территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства о СОУТ определения судебных органов обращения органов исполнительной власти обращения работодателей, объединений работодателей обращения работников обращения профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов обращения органов Фонда социального страхования Российской Федерации, иных страховщиков представления территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства о СОУТ
21 21 ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации
22 22 ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ УСЛОВИЙ ТРУДА (статья Трудового кодекса Российской Федерации) составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений ! ! !
23 23 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА Заявление о проведении государственной экспертизы условий труда (ГЭУТ) В отношении качества СОУТ В отношении правильности предоставления гарантий и компенсаций и фактических условий труда Роструд, государственная инспекция труда в субъекте РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда Назначение государственного эксперта, формирование экспертной комиссии Рассмотрение оснований для ГЭУТ (в течении 7 рабочих дней) Проведение ГЭУТ (не более 30 рабочих дней) Решение об отказе в проведении ГЭУТ (в течении 5 рабочих дней) Заключение ГЭУТ Заявитель Работодатель в случае, если работодатель не является заявителем Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда Организация, проводившая СОУТ Федеральная государственная информационная система учета результатов СОУТ
24 24 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА И ФАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДАРАБОТНИКОВ Платно Бесплатно Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Определения судебных органов Представления территориальных органов Роструда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ Обращения органов исполнительной власти Обращения работодателей,их объединений, профсоюзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, ФСС России и иных страховщиков
25 25 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА В ЦЕЛЯХ ОЦЕНКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАБОТНИКАМ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ ЗА РАБОТУ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА Бесплатно РОСТРУД В отношении работников организаций, входящих в группу компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда В отношении работников организаций, за исключением входящих в группу компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации
26 26 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона от ФЗ «О специальной оценке условий труда» Статья 25 Федерального закона от ФЗ Проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в отношении работников организации, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации) Приказ Минтруда России от н Формирование и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Приказ Минтруда России от н
27 27 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ Принятие административных регламентов по реализации процедур государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона от ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.